classicaudio.ru > форум

для почитателей отличного звука и хорошей музыки

Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Раздел посвящен идеям и мыслям наиболее известного в России аудио-разработчика, аудио-журналиста А.М.Лихницкого

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Анатолий Лихницкий » 19 июл 2012, 22:10

Несмотря на приближающийся конец света лекции мной будут продолжены в течение месяца.К сожалению месяца может не хватить- программа большая. Но как говорится нет безвыходных положений. Если у меня есть сторонники и они меня поддежат я найду не тривиальное решение возникшей проблемы.
Анатолий Лихницкий
Завсегдатай
 
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 11 июл 2012, 18:56

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Fedo » 20 июл 2012, 22:03

Я так понимаю, у деревянной иглы есть серьезные недостатки, которые накладывают существенные ограничения на ее применение в аудио. Первое, это чрезмерная износчивость, что требует применения дополнительного механизма быстрой замены иглы и её фиксации, а это дополнительный вес и резонансы деталей механизма воспроизводящей головки. Второй недостаток, это ограничение по ВЧ, которое наступает в районе 10 кгц.
Fedo
Модератор
 
Сообщения: 1074
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 13:45

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Анатолий Лихницкий » 20 июл 2012, 22:49

Fedo писал(а):Я так понимаю, у деревянной иглы есть серьезные недостатки, которые накладывают существенные ограничения на ее применение в аудио. Первое, это чрезмерная износчивость, что требует применения дополнительного механизма быстрой замены иглы и её фиксации, а это дополнительный вес и резонансы деталей механизма воспроизводящей головки. Второй недостаток, это ограничение по ВЧ, которое наступает в районе 10 кгц.

Быстрый износ иглы является платой за практически вечную сохранность грампластинки .
Ограничение полосы частот в районе 10 кГц не должно вас пугать ибо диапазон частот записи пластинок на 78 об /мин ограничен сверху частотой от 7 до 10 кГц.Это из стандартов тех времен!
В отношении инерционности массы зажима деревянных игл .Эту проблему я решил еще 20 лет назад, поэтому верхнюю границу воспроизводимого частиотного диапазона в 10 кГц я ГАРАНТИРУЮ. Но это я ! Другие ,судя по фоткам этой проблемой не были озабочены.
Анатолий Лихницкий
Завсегдатай
 
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 11 июл 2012, 18:56

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Анатолий Лихницкий » 20 июл 2012, 23:16

У многих возникает вопрос кто я ? Маг ,эзотерик , метафизик и т.п. Какую в идеологию я исповедую?
Если воспользоваться определением понятия ИДЕОЛОГИЯ из википедия :
Идеология — не наука (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни[1]
, то в силу отсутствия привязки моих исследований к социально политеческой жизни общества идеологии у меня нет и ни когда не было.Я ни когда не занимался черной или белой магией. не участвовал в спиритических сеансах и не погружался в эзотерику!
Я крепкий инженер-физик ,и все не вписывающиеся в физические представления явления называю эзотерическими.И все ! Я просто провожу границу между обьяснимым и не объяснимым!
Анатолий Лихницкий
Завсегдатай
 
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 11 июл 2012, 18:56

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Fedo » 20 июл 2012, 23:39

Анатолий Лихницкий писал(а):Быстрый износ иглы является платой за практически вечную сохранность грампластинки .
Ограничение полосы частот в районе 10 кГц не должно вас пугать ибо диапазон частот записи пластинок на 78 об /мин ограничен сверху частотой от 7 до 10 кГц.Это из стандартов тех времен!
В отношении инерционности массы зажима деревянных игл .Эту проблему я решил еще 20 лет назад, поэтому верхнюю границу воспроизводимого частиотного диапазона в 10 кГц я ГАРАНТИРУЮ. Но это я ! Другие ,судя по фоткам этой проблемой не были озабочены.


А как Вы относитесь к пьезоголовкам со сменными иглами? Или я забегаю далеко вперед?
Fedo
Модератор
 
Сообщения: 1074
Зарегистрирован: 21 фев 2008, 13:45

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Анатолий Лихницкий » 21 июл 2012, 12:15

Fedo писал(а):
Анатолий Лихницкий писал(а):Быстрый износ иглы является платой за практически вечную сохранность грампластинки .
Ограничение полосы частот в районе 10 кГц не должно вас пугать ибо диапазон частот записи пластинок на 78 об /мин ограничен сверху частотой от 7 до 10 кГц.Это из стандартов тех времен!
В отношении инерционности массы зажима деревянных игл .Эту проблему я решил еще 20 лет назад, поэтому верхнюю границу воспроизводимого частиотного диапазона в 10 кГц я ГАРАНТИРУЮ. Но это я ! Другие ,судя по фоткам этой проблемой не были озабочены.


А как Вы относитесь к пьезоголовкам со сменными иглами? Или я забегаю далеко вперед?

Это были самые дешовые головки и потом кристалы в них были сделаны из сегнетовой соли, которая со временем полностью разрушается- современная керамика же не годится.
Анатолий Лихницкий
Завсегдатай
 
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 11 июл 2012, 18:56

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Sber » 21 июл 2012, 20:13

Пъезо элементы были сделаны из сигнетовой соли. Не во всех! Сигнетовая соль достаточно быстро разрушалась. Лет так через 30-40.
Не путать со звукоснимающими кристаллами. Это был или сапфир или алмаз.
При правильном согласовании пъезоголовки играют очень даже не плохо.
Имеет смысл интересующимся послушать головы Микро Акустик. Очень рекомендую! Никаких дополнительных хлопот по сравнению с обычными головами не требуется.
Sber
Модератор
 
Сообщения: 5975
Зарегистрирован: 16 мар 2007, 10:21

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Анатолий Лихницкий » 21 июл 2012, 20:33

Sber писал(а):Пъезо элементы были сделаны из сигнетовой соли. Не во всех! Сигнетовая соль достаточно быстро разрушалась. Лет так через 30-40.
Не путать со звукоснимающими кристаллами. Это был или сапфир или алмаз.
При правильном согласовании пъезоголовки играют очень даже не плохо.
Имеет смысл интересующимся послушать головы Микро Акустик. Очень рекомендую! Никаких дополнительных хлопот по сравнению с обычными головами не требуется.

Пьезо элементы для головок вырезались из кристалла сегнетовой соли.А вот сменные иглы были стальные , хотя в СССР в 1950 гг. выпускались и аллюминиемыне иглы с сапфировым кончиком.
Достоинство пьезоголовок -нет острой необходимости делать корректор ( хотя коррекция порядка 12 дБ нужна).Подключать можно прямо ко входу высокого уровня с сопротивлегнием не менее 1 мОм.
Соль сегнетова http://www.ru.all.biz/buy/goods/?group=1087123
СЕГНЕТОВА СОЛЬ, двойная соль винной кислоты, KOOC(CHOH)2COONa?4H2О, бесцветные кристаллы, tпл 70—80 °C. Открыта (1655) французским аптекарем Э. Сеньетом (Е. Seignette, 1632—98), по имени которого и названа. От названия «сегнетова соль» происходит термин «сегнетоэлектрики» (характерные для них свойства впервые обнаружены у сегнетовой соли).
Соль сегнетова в России, Купить, Цена, Фото
Анатолий Лихницкий
Завсегдатай
 
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 11 июл 2012, 18:56

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Sber » 21 июл 2012, 21:21

Не все так однозначно. Был миллион пъезоголовок с сапфировыми и алмазными иглами в том числе они применялись и в Советских проигрываетелях и радиолах. Даже в 70 х годах прошлого века. Как пример ГЗП-305А.
Sber
Модератор
 
Сообщения: 5975
Зарегистрирован: 16 мар 2007, 10:21

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Анатолий Лихницкий » 21 июл 2012, 21:40

Sber писал(а):Не все так однозначно. Был миллион пъезоголовок с сапфировыми и алмазными иглами в том числе они применялись и в Советских проигрываетелях и радиолах. Даже в 70 х годах прошлого века. Как пример ГЗП-305А.
Если проследить историю то первые пьезо головки были с зажимным винтом (как и в магнитных головках) для мспользования сменных обычно стальных игл .Эти головки появились в конце 40 гг..Об этих головка собственнно и спросил товарыщ.
Пьезоголовки с итегрированными в преобразователь корундовыми,сапфировами и алмазными иглами появились в 50 гг прошлого столетия.
Анатолий Лихницкий
Завсегдатай
 
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 11 июл 2012, 18:56

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение VCutter » 21 июл 2012, 23:54

Анатолий Лихницкий писал(а):Об этих головка собственнно и спросил товарыщ.
Пьезоголовки с итегрированными в преобразователь корундовыми,сапфировами и алмазными иглами появились в 50 гг прошлого столетия.


Анатолий Маркович, а с "интегрированными в преобразователь" - это как :shock: ??? С зажимным винтом - видел, с алмазом/сапфиром/корундом/рубином на кантилевере - видел, но с интегрированными - не доводилось! Можно пример? Очень интересно: ведь, по идее, должен быть идеальный вариант с точки зрения съема звука, хотя и неэкономичен для потребителя. Но современные (и не только) МС-головки тоже не допускают замену иглы пользователем, так что это мало актуально.

И еще: в какой области для пьезоголовок нужна коррекция?
Аватара пользователя
VCutter
Гуру
 
Сообщения: 1482
Зарегистрирован: 24 май 2011, 01:38
Откуда: Москва

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Sber » 22 июл 2012, 06:48

Анатолий Лихницкий писал(а):
Sber писал(а):Не все так однозначно. Был миллион пъезоголовок с сапфировыми и алмазными иглами в том числе они применялись и в Советских проигрываетелях и радиолах. Даже в 70 х годах прошлого века. Как пример ГЗП-305А.
Если проследить историю то первые пьезо головки были с зажимным винтом (как и в магнитных головках) для мспользования сменных обычно стальных игл .Эти головки появились в конце 40 гг..Об этих головка собственнно и спросил товарыщ.
Пьезоголовки с итегрированными в преобразователь корундовыми,сапфировами и алмазными иглами появились в 50 гг прошлого столетия.

Спасибо! Я наверное не понял, что спрашивалось о первых пъезоголовках.
Sber
Модератор
 
Сообщения: 5975
Зарегистрирован: 16 мар 2007, 10:21

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение craftsman » 22 июл 2012, 08:38

Анатолий Лихницкий писал(а):
Fedo писал(а):
Александр.спб писал(а):
Я сам счастливый обладатель пиратских записей (к своему стыду) от AML+ и поэтому знаю, о чем гутарю :)

Ы чё, это даж не сильвер, пиратник ни в какие ворота :) Послушай лучше голд на довоенной лампе . Хотя конечно, если с бабками туго.. пиратник, это как по телику, заводит, запускает воображение, но дух не захватывает. И мурашек поди вон не дождешься :Search:

Мой знакомый в прошлом году ехал через Мюнхен и в поезде с удовольствием слушал по местной радиостанции мой официально изданый диск с очень редкими записями, например : http://shabad.ru/mp3/chaliapin.mp3" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank" target="_blank :
Диск называется актуально для нынешних дней : Ф. Шаляпин - Народные и тюремные песни . Я удивился и позвонил своему продюсеру . Он ответил ,что в России диск не пошел . Весь тираж купила Германия . Трудно ведь не поверить. 50 авторских экземпляров, которые мне достались от тиража я уже год продаю, причем всего по три сотни в моем магазинчике, при этом ни один экземпляр так и не был продан.
А ведь по содержанию это лучший мой диск .Да и Ф. Шаляпин казалось бы не слабже Филипа Киркорова.Хотя наверное и это не очевидно!
Все ребята ! Завязываю я с ре-мастерингом.

А считаю не стоит ,я считаю что рано или поздно в Россию придет понимание что такое настоящее искусство а что является подделкой вводящей мышление человека в целую плеяду псевдо ценностей -которыми сейчас и живет большая часть нашего общества ублажая свое меркантильное мышление.
Аватара пользователя
craftsman
Просветитель
 
Сообщения: 2786
Зарегистрирован: 16 дек 2006, 20:11
Откуда: omsk

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Анатолий Лихницкий » 24 июл 2012, 11:50

Мои лекции о звукоснимателях , пружинках и деревянных иглах продублиролваны по адресу:
http://shabad.ru/forumaml/showthread.ph ... #post60347" target="_blank
Анатолий Лихницкий
Завсегдатай
 
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 11 июл 2012, 18:56

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Анатолий Лихницкий » 24 июл 2012, 12:07

VCutter писал(а):
Анатолий Лихницкий писал(а):Об этих головка собственнно и спросил товарыщ.
Пьезоголовки с итегрированными в преобразователь корундовыми,сапфировами и алмазными иглами появились в 50 гг прошлого столетия.


Анатолий Маркович, а с "интегрированными в преобразователь" - это как :shock: ??? С зажимным винтом - видел, с алмазом/сапфиром/корундом/рубином на кантилевере - видел, но с интегрированными - не доводилось! Можно пример? Очень интересно: ведь, по идее, должен быть идеальный вариант с точки зрения съема звука, хотя и неэкономичен для потребителя. Но современные (и не только) МС-головки тоже не допускают замену иглы пользователем, так что это мало актуально.

И еще: в какой области для пьезоголовок нужна коррекция?

Практически все МС головки ,в которых игла в головке заменяется только сервисом фирмы являются головками с иглами интегрированными в преобразователь. Есть иглы интегрированные с кантилевером алмазные или сапфировые , когда игла и контилвер сделаны изцельного алмаза или сапфира. Есть алмазные иглы выращиваемые на контилевере ( мое автоорское свидетельство)..
В отношении коррекции пьезоголовок : На 500 Гц ноль на 2120 Гц полюс.
Анатолий Лихницкий
Завсегдатай
 
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 11 июл 2012, 18:56

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение VCutter » 24 июл 2012, 14:21

Анатолий Лихницкий писал(а):В отношении коррекции пьезоголовок : На 500 Гц ноль на 2120 Гц полюс.


Спасибо.
Аватара пользователя
VCutter
Гуру
 
Сообщения: 1482
Зарегистрирован: 24 май 2011, 01:38
Откуда: Москва

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Rene » 27 июл 2012, 17:59

Александр.спб писал(а):

Кто не слышал, как поет выдающаяся английская певица (контральто) - Кэтлин Ферриер...


К счастью не только деревянная игла, но и инженеры и
продюсеры Дэкки и EMI спасают музыкальное прошлое -
Кэтлин Фериер цепляет сразу и с "Kathleen Ferrier -
Centenary Edition"
http://www.amazon.co.uk/Kathleen-Ferrie ... 802&sr=8-1" target="_blank" target="_blank
и с "The Complete EMI Recordings"
http://www.amazon.co.uk/Kathleen-Ferrie ... m_h__img_b" target="_blank" target="_blank

R.
Rene
Завсегдатай
 
Сообщения: 565
Зарегистрирован: 01 мар 2006, 23:39

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Дима » 27 июл 2012, 19:18

Дэкке и EMI легко спасать при своих архивах первопрессов!
Дима
Почетный участник
 
Сообщения: 1411
Зарегистрирован: 04 июн 2010, 11:31
Откуда: Бердск

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Анатолий Лихницкий » 05 авг 2012, 11:51

: Сообщение от Федор Конь
Вообщем, наследство достается исключительно шумное, щелкающее, скрипящее, кряктящее, детонирующее, гудущее и рокущее, НО, играющее. В нередкость эти завораживающие блины Бабы-Ёжки передают энергетику музыки так, что дух захватывает, и это, пожалуй, главная эзотерика нашего продажного мира,
Анатолий Маркович, можно предположить, что алмаз портит в основном ВЧ модуляцию канавки, которая в связи с коррекцией записи на пластинке представлена с избытком, в какой то мере спасает ситуацию, к тому же чаще разрушается одна сторона канавки, а мы по сути имеем два идеально симметричных дубликата записи на обоих сторонах моноканавки. продолжения лекций!


Вы совершенно правильно заметили ,что травмированию иглой подвергается одна сторона канавки ,тогда как другая отдыхает.Итак по переменно.
Воспользоваться этим можно если проиграть пластинку задом на перед звукоснимателем с механическими параметрами аналогичными тем , которые попортили пластинку, а затем оцифровать запись и в оцифрованном виде инвертировать ее при воспроизведении..Придумал я это 18 лет назад (с)
,когда цифровые технологии были не развиты и не позволяли это сделать.
С аналоговым магнитофоном я пробовал , но это звучало омерзительно из за противоестественной инверсии фазовых характеристик тракта записи.
Анатолий Лихницкий
Завсегдатай
 
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 11 июл 2012, 18:56

Re: Деревянная игла спасает музыкальное прошлое

Сообщение Анатолий Лихницкий » 07 авг 2012, 22:00

Некоторые итоги в части воспроизведения ВЧ звукоснимателями .
1. Главными параметрами головки для воспроизведения Lp являются:
- радиус кончика иглы: Для моно оптимум 25 мк; для стерео 17 мк
- действующая на кончике иглы масса подвижной системы исключительно важна , потому что именно она источник деформационных нелинейных искажений на ВЧ . см. J. V. Whitе. Тheory of groove deformation in phonograph records. Part 1 – J. Acoust. Soc. Am., 1975, vо1. 57, № 6, р.1332-1340. ( которые превышают все виды геометрических искажений) , скажем у моно головки Ортофон ( профессиональная серия ) эта масса составляе 3,5 мг.Для винтажной головки безусловно это хороший результат ,хотя теория Ханта(см. F. V. Нипt. Тhе Rational Design of Phonograph Pickups. – JAES, 1962, vol. 10, № 4, p.274-288).
требует 0,28 мг. В этом случае общие гармонические искажения на ВЧ по причине деформации канавки не превысят 2-3 %. см.J. Waltоп. Stylus Mass Distortion. – “Wireless World”, 1963, vо1. 69, №4, р. 171-178.
Далеко не все современные головки имеют такую массу; типичное значение 1 мг.Кстати у старых ферчайлдов и GE действующая масса подвижной системы превышает 10-15 мг.Что можно сказать хреново.
Хочу заметить ,что приведенная к кончику иглы гибкость подвижной системы к воспроизведению ВЧ не имеет прямого отношения. Об этой гибкости мы поговорим отдельно в теме посвященной воспроизведению звукоснимателем НЧ.

2.Что же происходит на ВЧ при использовании звукоснимателя с деревянной иглой при воспроизведении грампластинок на 78 об/мин.
Если мы хотим ,чтобы кончик деревянной иглы при воспроизведении пластинок сохранял свою заточенную форму ,то есть не затуплялся прижимная сила не должна превышать 35-40 гс. и второе одновременное требование ,приведенная к игле масса подвижной системы вместе с самой иглой и зажимным винтом не должна превышать 30-40 мг.Если учесть тот факт, что у винтажных звукоснимателей эта масса составляет 400-500 мг( а у граммофонов и того более ).поставленная задача даже для золотых ручек очень даже не проста.Критерием достижения требуемой массы может служить резонансная частота между упомянутой массой подвижной системы и гибкость иглы (деревянной) , которая (частота) должна быть как минимум выше чем 12 кГц. Если Вам удастся перебраться через 14 кГц Ваш звукосниматель зазвучит идеально ЧИСТО ,то есть без мусора на ВЧ, хотя краки естественно воспроизведет..Кстати я пишу об этом моем главном секрете совершенно открыто ,потому что убежден, для голых практиков, коих большинство эти мысли все равно останутся за пределами их осмысления.
(Продолжение следует )
Анатолий Лихницкий
Завсегдатай
 
Сообщения: 541
Зарегистрирован: 11 июл 2012, 18:56

Пред.След.



Вернуться в Наследие А.М.Лихницкого



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3