Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Возвращайся, кремний, мы все простим


Come back, silicon, all is forgiven.
Обзор Херба Рейчерта (Herb Reichert )
Журнал Listener, том 5, 2, весна 1999г.
Перевод: Наталья Губарева и Вл. Сидоров


Фирма 47Laboratory была создана в 1992, чтобы производить аудиоаппартуру, спроектированную Junji Kimura. Еще в шестидесятых годах Kimura разрабатывал динамики, проигрыватель, тонарм, и несколько усилителей для фирмы Pioneer. Потом он работал для Kenwood, Luxman, и Kyocera, и именно работая на последнюю из указанных компаний, Kimura начал задумываться о более широких аспектах при проектировании аудио аппаратуры, особенно о том, что касается акустических систем, а также установки компонентов и их монтажа. Тогда, в 1992г, интерес Кимуры обратился к некоторым идеям, которые сначала увидели свет в журнале японских аудио-самодельщиков MJ", освещавшем радикальные новшества одиноких экспериментаторов Японии и аудио культов. В тот год Кимура уволился с Kyocera, основал фирму 47Laboratory и стал одним из одиноких волков-экспериментаторов. В результате последовавших шести лет исследований родился исключительно радикальный проект: самый маленький, с очень жесткой конструкцией и самый музыкальный транзисторный усилитель, при помощи которого мне когда-либо доводилось воспроизводить музыку.
Обещайте, что не будете смеяться, когда я сказу, что все исследование Кимуры, сводится к следующему: "Только самое простое может вместить наиболее сложное". Для иллюстрации: усилитель модели 4706 Gaincard и в паре к нему источник питания Power Humpty модель 4700 сделаны с минимальным количеством возможных компонентов и размещены в самом маленьком из возможных шасси. 4706 Gaincard имеет параметры 6.8 дюйма на 1.6 дюйма на 4 дюйма (ШxВxГ), и это - для обоих каналов: В сущности, эти 4706 - два двадцати пяти ваттных моноблочных усилителя, соединенные вместе лицевой алюминиевой панелью полудюймовой толщины, а другая полудюймовая пластина установлена сзади и имеет акриловый монтажный блок для установки разъемов для динамиков.
Каждый моноблок Gaincard имеет только девять компонентов, которые жестко смонтированы и прикреплены к штампованному алюминиевому шасси. Длина пути сигнала - дюйм с четвертью. Петля обратной связи имеет длину всего треть дюйма. Весь стерео усилитель весит меньше фунта. Насколько это круто? Можно ронять его с самолета или переезжать автомобилем, а он после этого будет прекрасно работать. Для сравнения, средний усилитель Royalist-Imperialist, имеющий в своем составе более чем 300 частей, сломается, если косо на него посмотришь, да и для переноски необходимо нанимать двух здоровенных носильщиков.
В то время как большинство из нас слонялось, размышляя о будущем различных цифровых форматов, аудио подполье (underground) экспериментировало с механическими и электромагнитными эффектами среды, окружаещей аудиокомпоненты. Одна теория гласит, что звуковой сигнал является действительно электромагнитной "ударной волной" которая в одно мгновение проходит по всей цепи аудио воспроизведения, корпусу, и всему остальному - от лазерного луча до воздуха комнаты прослушивания. Таким образом, качество воспроизведения формируется объединенным резонансным и реактивным характером всей системы воспроизведения в домашней среде. Разделы этой теории включают ориентацию и установку компонентов внутри корпуса, сам корпус, окружающую среду, влияющую на электромагнитные свойства и эффекты механического демпфирования и резонансов корпуса.
С точки зрения аудио проектирования, все это - эквивалент теорий Эйнштейна: несколько простых и отвратительно очевидных взглядов на картину Мира. Помните, каждый материал или компонент, по которому проходит звуковой сигнал, включая и корпус, накапливает и высвобождает энергию в уникальной нелинейной манере, имеющей зависимость от частоты. Этот вид искажения редко обнаруживается при любом установившемся режиме, но, тем не менее, это реально. Мат на диске LP проигрывателя - хороший тому пример: если Вы играете LP на различных матах одинаковой толщины, но сделанных из различных материалов (фетр, каучук, пробка, стекло или что-то иное), то можете обнаружить, что характер тона, спектральный баланс (гармонично связанный с распределением энергии), ритм, и поверхностный шум будут явно разными в каждом случае. Так что идея - не нова, но применение ее к установке и расположению активных и пассивных электронных частей в значительной степени ново.


Модель усилителя 4706 Gaincard стоит 1250 $, плюс выносной блок питания 4700 Power Humpty. Этот выносной источник отличается тем, что имеет трансформатор 170VA, но очень маленький конденсатор фильтра (1000мкФ , установленный в Gaincard непосредственно - один из девяти деталей). Дистрибутор Yoshimitsu Segoshi говорит, что это делает усилитель более быстрым и чувствительным к нюансам и изменениям аудиосигнала. Корпусом для Humpty служит тесный алюминиевый цилиндр, имеющий длину приблизительно 8 дюймов, диаметр около 5 дюймов и при помощи мягкого кабеля подсоединенный к Gaincard.
Другие подробности: Gaincard имеет усиление 27dB, входное сопротивление 20кОм. Этого вполне достаточно, чтобы подключить большинство CD-плейеров без предварительного усилителя. Для этой же цели каждый канал усилителя снабжен шаговым аттенюатором - в этом смысле Gaincard - полный усилитель, хотя и не имеет переключателя источника звука. Винтовые клеммы динамиков - маленькие винты Philips, на которые можно закрепить провод толщиной лишь 20-gaudge или меньше.
Прежде, чем я опишу революционные возможности Gaincard, выпущенного 47-ой лабораторией, я хочу, чтобы вы кое-что осознали. Для того, чтобы аудиосистема могла производить сильное музыкальное впечатление, необходимо наличие нескольких вещей сразу: артистическая выразительность музыкантов, исполняющих музыкальное произведение, воображение инженеров, проектирующих аппаратуру, которая будет эту музыку воспроизводить и развитый вкус у тех , кто будет ее слушать. Чтобы получить из системы что-нибудь стоящее, надо, чтобы в нее было вложено это стоящее, а если вы выбираете запись или диск по тому, как он звучит вы получите звук. Но не музыку. Не забывайте первый закон аудио: "черные ящики" не имеют большей ценности, кроме тех качеств (чувства исполнителей и музыкальный вкус), которые мы привносим в них. Нет ни объективной шкалы, ни эталона для сравнения, которые я мог бы предъявить, исходя из своего опыта. По мне, чтобы открыть какие-либо достоинства в аудио системе, сначала надо найти определяемое соответствие между моей реакцией на музыку, которую я слушал и оборудованием, которым я пользовался - как ведет себя та или иная группа деталей - усиливают они или ослабляют мой восторг от музыки? Моя работа для журнала Listener заключается в рассуждениях на тему о том, насколько возможно вам, читателям, повторить такое соответствие у себя дома (а это непросто).
Я начал свое исследование, установив усилитель Gaincard модели 4706 в свою непритязательную, но качественную систему "Bohemian", которая состояла из интегрального усилителя Creek 4330, пары акустических систем M1 Acoustic Research, CD-плейера Audio Note СD3 в качестве источника звука. С Gaincard музыка, кажется, стала богаче обертонами и более осязаемой, появились новые детали - но стоп . Я никогда не думал, что музыка может звучать так сухо и холодно - как в тот раз, когда я впервые дотронулся до покойника. Да-да, те же самые ощущения.
В моем опыте нет таких понятий, как "нейтральный", или "аналитический" hi-fi. Все группы аудио компонентов накладывают свои особенности на ткань музыки. Качество в hi-fi - это в основном вопрос личности, характера и стиля. Мне нравится аудио оборудование, которое лояльно относится к намерениям исполнителя: оно наиболее правдиво. И если он обладает очарованием и теплым, живым, хорошо сложенным телом, тогда я рад послушать, что он хочет мне сказать. По этому признаку Ongaku это Мерилин Монро, а Creek 4330 напоминает мне доброго соседа, которому можно доверить ключи от дома, уехав в отпуск. Любой усилитель, цена которого превышает скромную цены модели 4330, должен воспроизводить музыку с более благородными пропорциями и неявным, но эротичным очарованием, которое не потускнеет со временем. На следующее утро я обнаружил, что модель Gaincard 4706 обладает таким очарованием. Клянусь, еще не встречал усилителя, который смог бы так радикально перемениться за одни сутки. У меня нет этому объяснения, но первый же диск, который я слушал утром за чашкой кофе, прозвучал тепло и соблазнительно. Я был в изумлении. Потом я наслаждался каждым диском, который воспроизводился на системе с Gaincard.
Когда я установил акустические системы Avantgarde Duo ($15000) вместо M1 ($150) и поставил "Light as a Breeze" из "Будущего" (The Future) Леонарда Коэна, я был просто поражен. Только Ongaku постиг законы страсти, свойственной поэзии Леонарда, больше, чем Gaincard - "Я исцелился, и на сердце легко". Даже с CD3, Gaincard (с одним блоком питания Power Humpty) и синие Duos - я ощутил всю музыку. Каждый CD являл смысловую законченность музыки, чего, может быть, не хватало, что оставалось скрытым на этих серебряных дисках не так уж было важно. Несомненно, я могу вообразить более великолепное воспроизведение, и, конечно, я его слышал. Но дело вот в чем - я почувствовал, словно получаю больше, чем рассчитывал. Я был не просто доволен, я был полон благодарности и изумления.
Когда я подключил новый, разработанный Кимурой транспорт, DAC Progression 4705 ( всего 20 деталей , никакой передискретизации, никакого цифрового фильтра, никакого аналогового фильтра, длина пути сигнала - 1.4-дюйма!) и блок питания модель 4799 Power Dumpty, чувство законченности окрепло. Теперь великий смысл цельности несет бас - бас, который поддерживает всю музыкальную структуру. По мне, цифровой звук всегда казался более рассеянным и нецельным, более "разобранным на части" чем аналоговый. У При использывании цифрового тракта от 47Laboratory музыка движется как одно целое, полностью собранная и направляемая ритмом . Записи фортепьяно теперь звучат так, словно музыка идет от целого инструмента, сопровождаемые новой, очень тонкой паутиной голосов и текстур. На моих двух самых прекрасных примерах музыки психоделического транса - Twisted by Dementertainment и - Are You Shpongled? в исполнении Shpongle моменты сворачивания и ритмичного взрыва структуры стали замечательными событиями, пропустить которые невозможно.
D-A Конвертор Progression и новый транспорт значительно превзошли плейер Audio Note CD3 по всем типам музыки, кроме явного провала в том, что я называю "букет" - энергичное, reverberant качество, обычно встречаемое в ламповой электронике без отрицательной обратной связи, которое обволакивает гармоническую структуру музыки неким мерцанием.
В то время как избыток букета делает музыку более тусклой, небольшое его количество оживляет мелодию и уменьшает напряжение слушателя. Воспроизведение через Progression нисколько не унылое, но бывают моменты, когда потеря тонального сияния (tonal radiance) отвлекает, заставляя меня желать, чтобы в обертонах было немного больше чувства или теплой атмосферы. Комбинация цифро-аналогового конвертора Progression и transport'a Кимуры раскрывают больше, чем, как мне казалось, содержится на моем CD, больше, чем мне доводилось слушать за цену примерно в $8.000 за полный цифровой источник. Не то чтобы бесплатно - но вполне разумная цена за то, что может быть вполне компетентным CD трактом.
Двадцатипятиваттный Gaincard переиграет всякие Krell и Levinsons. Он сможет раскрыть больше поэзии и структуры музыкального искусства, чем любой другой транзисторный усилитель из тех, которыми мне доводилось пользоваться.
Комментарии Арти: Yoshimitsu Segoshi прислал мне усилитель Gaincard и пару блоков питания Humpty вместе с фонопредусилителем под названием Phonocube модель 4712. Я потрясен этими штуками. Gaincard, используемый как полный усилитель с моими акустическими системами Medallion на динамиках Lowther PM2A - это яркий, интересный звук, это радость. Он не такой психоделичный, как в усилителе на лампах Fi2A3, он жестче, и менее плавный, чем в усилителях на лампах 2А3 или 300В. Но он не утомляет и не навевает скуку. Да уж, скучный - этого про Gaincard никак не скажешь. Музыка, прослушанная через него удивительно реальна, правильна, сиюсекундна. Это настоящий hi-fi - а для меня это означает настоящий восторг!
Как уже упоминал Херб, основателя 47-й лаборатории зовут Junji Kimura. По-японски ki означает "желтый", mura - "пурпурный". А согласно колесу цвета (colour wheel), желтый соответствует цифре 4, а пурпурный - семерке. Вот и получается 47.
Даже если вы этого не знали, вы все равно бы поняли, что Кимура - человек веселый - для этого достаточно лишь послушать его усилитель - что я и рекомендую сделать, как только представится возможность.
 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10