Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Самодельщик месяца

Простые схемы и качественные детали - путь к музыкальному наслаждению

Ниже находится фото моей существующей системы, развивавшейся за прошедшие шесть лет под вдохновением от чтения Sound Practices, а также от японских журналов подобно MJ и Stereo Sound. Мои схемы очень прямые и традиционные, ничего радикального и новоизобретенного. Я скрипач, а не инженер... Я просто обращаю особенное внимание на использование ламп, потому что я отлично знаю их музыкальный почерк, предпочитая Art Deco в предусилителях, входах, драйверах триодов, и использую схемотехнику основанную на годах прослушивания и экспериментов.

Я использовал детали хорошо звучащие на мой вкус. Угольные резисторы (Allen-Bradley, Riken, or carbon film types from MCM) для анодной нагрузки и катодного смещения. Бумаго-маслянные или из медной фольги емкости - Jensen, Icar или Facon, для связи. Cerafine, LCR или Solen для PS фильтра, Black Gates для шунтирования катодного резистора (cathode by-pass), а также Kimber TCSS или AGSS для разводки. В последнее время я получил хорошие результаты, используя твердотельное серебро 99.99% толщиной 19 в тефлоновой изоляции, к-рое более дешевый чем AGSS.

Всю работу по металлу я делал с помощью Greenlee шасси, перфорируя с большим количеством WD40, чтобы пробить толстые 1/8” алюминиевые пластины. Кроме того, я сам делал всю столярку из массива клена для моноблоков на 300В используя предварительно нарезанную древесину и 10-долларовые коробки от Sears.

Я далеко не писатель, но попытаюсь описать фотографию и дать некоторые комментарии. На моем фото, на переднем плане Garrard 301 “масляный подшипник” размещенный на самодельной полке из 7 слоев 3/4” толстого 22x20” березового массива. Я использовал шаблон 301, чтобы вырезать первые три слоя для размещения вертушки, а оставшиеся четыре я использовал для жесткого размещения тонарма. После изготовления всех необходимых отверстий я использовал животный клей (к-рый используют изготовители скрипок), он очень жидкий по консистенции и дает возможность выровнять каждый слой, перед тем как отвердеет.

В качестве тонармов я использую Fidelity Research FR64fx и Audio-Technica ATP12T. Картриджи Ortofon SPU Classic GME и Denon 103R в Orsonic шелле. Оба картриджа соединяются микрофонным кабелем Mogami к повышающему трансформатору Tamura TKS 83.

SPU GTE - очень музыкальная головка, очень сочная и деликатная. Я слушаю, наслаждаясь музыкой при свечах и потягивая коньяк из бокала. На некоторых записях звук становится достаточно завуалированный, и тогда я ставлю Denon 103R, к-рый превосходно подходит для проигрывания “медленных” записей. Это “аккуратно” звучащая головка.

FR64 и SPU - подарки от друзей из Манилы, к-рые образуют клуб SETUP (Single-Ended Triode Users of the Philippines), благодаря мне они увлеклись “самодельчеством” и подписались на Sound Practices, после их разочарования в “Хай Энде”.

Первоначально, я считал что вылечивал “импульс” “синдрома апгрейда” (от WATT/Puppies до GRAND SLAMMS, от SME V до Air-Tangent, и т.д.), к-рый мучил моих приятелей, однако теперь когда они увидели свет, то постоянно засыпают меня е-мейлами, и не отстают от меня в обсуждении достоинств аморфного ядра F5002 , Permalloy NY15, 10429 и Kanno OPT-е. Они даже построили предусилитель с трансформаторной связью на базе Tango NP216N. Я уверен, что благодаря этому Yokota-san из Sound Shop Big всегда занят и счастлив, но боюсь, что когда в следующий раз захочу поехать в Манилу, то их жены и подруги будут этому сопротивляться.

Схема моего фонокорректора заимствована из справочника фирмы RCA, использует 5691-е и battery bias. Линейная часть похожа ну ту, что представил Berman в SP #15, с 76 DC спаренным с катодным повторителем 6SN7. Я шунтировал катодный резистор на 76 емкостью 100uf/10V, поэтому звук стал теплее и воздушнее. Для минимизации микрофонного эффекта на 76-й, я разместил 5-пиновое гнездо на резиновых прокладках, к-рые нашел в местном хозяйственном магазине, что очень похоже на использованное решение в Marantz 7.

Внешнее питание (можно увидеть на картинке ниже и левее моноблоков на 300В) с дросселем на входе и выпрямителем 5AR4/GZ34 выдает приблизительно 275В для линейной части и 250В для фонокорректора и постоянный ток на нить накала.

Мне нравится SRPP (shunt regulated push-pull) с высоким коэффициентом усиления, lo gm tubes, и я думаю что 6SL7/5691 лучшие для работы. Я пробовал SRPP на 5687 и 6SN7, и не понимаю, почему людям не нравится SRPP.

Я использую переменный ток для нити накала во всех своих усилителях мощности. Не смотря на более низкий уровень сигнал/шума при использовании постоянного тока в нагреве нити накала на прямонакальном триоде, мне не нравится получающийся более скудный тональный баланс.

В настоящее время я имею пять SE DHT (прямонакальный триод) усилителей, включая Stereo 245 с Tamura F475s, Stereo 10/VT25A/801A с Tango FW20-7S, Stereo 300B с XE60-3.5, моноблоки на 300B с Tamura F7002 и Stereo 2A3 с U808 подключенный к аудио-видео системе в спальне, что называется дешево и сердито, и к самодельным колонкам на базе бумажных широкополосников 1/2" Pioneer.

Кроме 245 усила, все остальные используют базовую топологию вход/драйвер - двухкаскадная схема с непосредственной связью, использующая триоды с маленьким и средним коэффициентом усиления. Моя первая попытка в построении SE усила была с использованием обоих секций 6SN7. Я пробовал RC связь между каскадами, но предпочитаю более рельефный и нюансированный звук, который дает DC связь.

Позже, я заинтересовался в использовании 56, 76 и 27 т.к. они заявлены как более линейные, чем 6SN7. После нескольких прототипов и прослушиваний, я сохранил 6SN7GTB на драйверном каскаде, предшествующим перед 76 и 56. Использование 76 как драйвера мне не понравилось, т.к. звучание становилось скудным. Я также обнаружил, что более воздушный и теплый звук достигается при работе драйверной лампы при 6 или 7 мА. При достижении максимального значения ( 10мА), звук становится, на мой вкус, сухим и аналитичным. Для входного каскада я выставляю приблизительно 3 или 4 мА.

Мои последние 300В-моноблоки изспользуют Cunningham 327 mesh plates (с сеточным анодом) (вытащенные из старого приемника Atwater-Ken найденного на барахолке) на входном каскаде, с DC связью с 1/2 6SN7GTB. Эта комбинация очень прозрачна по всей частотной полосе - меньше грязи в мидбасе и лучшая локализация, почти как у 245 или WE205D - яркость в середине с деликатностью и воздушностью на высоких!

Переизданный WE300B действительно лучше любых китайских аналогов, но для меня вместе с mesh-plate 327 более совершенна. Я говорю о тонких различиях и лучший путь описать это: если я однажды уйду от комбинации327/WE300B, то я знаю, что много потеряю.

Оба усилителя на 10 и 245 обладают хорошей степенью проработки и изящностью, которой я никогда не смог бы полностью достичь на 2А3 или 300В. Я использую 245 усил в основном для сольного вокала с аккомпониментом малым ансамблем или пианино, и 10 для джазовых квартетов или инструментальных трио. Оба усилителя Отличны для струнных квартетах и мой выбор реально зависят от моего настроения.

Прошлым летом я нашел немного Globe 280-х и заменил ими 5U4G - разницу в звуке я не услышал, но выглядит намного лучше. VT25/10 усил - 76-RC-76-RC-10/VT25-Tango FW20-7S. CLC PS использует 5R4GY выпрямитель. Stereo SE 300B/2A3 усилитель использует передний и похожий на CLC блок питания как и 300В моноблоки, но с Tango XE60-3.5. В настоящий момент он сконфигурирован для работы с SE300B, так что я могу сравнивать звук пермаллоя с обычным - мои уши говорят мне что пермаллой дает большую прозрачность в середине, но это заметно только при прямом сравнении.

В последнее время, при использовании я сравнивал фирменный звук Тамуры и Танго, Танго более линейна и аналитична, а Тамура сочнее. Невзирая на материал ядра, оба брэнда выдают очень качественный звук и я не хотел бы открывать дискуссию какой лучше, но мой вкус тяготеет к Тамуре.

За прошедшие две недели, Я слушал и тестировал пару WE205D, что идут в Манилу для моих друзей из SETUP.

Мой сетевой трансформатор имел двойную высоковольтную вторичную обмотку, я припаял 640VCT обмотку, изменил резистор катодного смещения на 1к, 20Вт и затем рассоглосовал вторичные обмотки путем использования 4 Ом отводом для отражения pri. Z 7К, когда нагрузка - 8 Ом колонки. Фактически, с 755A, это отражение замысла, т.к. они 4 Омные. После выходных, я у своих друзей в Нью Йорке слушал через их 8 Омные 604-8G-е. С другими колонками, звук WE205D имел качество середины 245 с динамичностью и ударностью WE300B. Они при этом звучали намного громче на 1.5 Вт - отлично!!!

Мои основные колонки - Altec 755A с открытым корпусом. Я сделал эту хитрую штуку по планам, опубликованным в специальном выпуске Stereo Sound “special issue”Vol.3, 1996. Оригинальная схема призывала к деревянному композитному материалу, похожему на то, что используется в разделочных досках (chopping boards), но тоньше, приблизительно 3/4 дюйма. Т.к. 3/4 березовая доска относительно недорогая, то я преобразовал измерения к дюймам и обнаружил, что эти перегородки действительно хорошо работают. Почти год я использовал пару 755C, до недавнего времени, когда я нашел отличную пару Altec 755A.

Друг дал мне ящики в 2 кубических фута, которые многие сочли модными для сравнения. После нескольких недель жизни с ними, я, однако, предпочел открытый корпус (open-baffle) и для 755A и для 755C. 755С дет бас ниже на октаву и меньшую полосу частот по высоким по сравнению с 755А - может это психоакустика? В середине 755А выигрывает, без сомнений. Для меня, однако, 755С является выгодным музыкальным приобретением, т.к. дает приблизительно 85-90% от того что может 755А, поэтому я храню их как запасные.

Звук напоминает оригинальные Quad, что я имел лет десять назад. В терминологии используемого частотного диапазона они равны. Просто также как у Кводов, у них нет ящичного окраса, открытый и воздушный звук, типичный для диполя, очень живая середина, НО намного лучшая проработка динамических контрастов и музыкальных нюансов, когда подключены к однотактному DHT усилителю.

На усилителе на 300В или 2А3 я могу слушать симфонии Малера в моей комнате среднего размера. 10/VT25 или 45/245 являются более походящими для довольно близкой установки для камерной музыки. Установка может быть очень трудна в зависимости от комнаты. Я использовал те же основные принципы, что и при поиске оптимального расположения Quad ESL. Я поделился схемами открытого корпуса с парой друзей, они удивились, обнаружив, что такое простое устройство так хорошо работает. Фактически, мой друг Ding из Нью Йорка установил пару 604-8G, чтобы наслаждаться своим однотактником на 45.

Я надеюсь, что люди попробуют такую установку. Я потратил 75 баксов за нарезку по размеру 3/4 дюймовой березовой фанеры на местной деревообработке и приблизительно пол дня для того чтобы собрать все это.

Я пробовал и слушал несколько других “кандидатов” на колонки включая, Altec 403A, 409B, Stephens FR80 , Norelco 9710M и Diatone PM610B. Вот мои итоговые личные впечатления:

Diatone PM610B - Я уверен, что некоторые читатели знакомы с этими драйверами. Я пробовал их в оригинальном bass reflex корпусе и они мне совсем не понравились, поэтому я их просто хранил. Корпуса слишком резонировал, поэтому середина окрашена, а басы бубнят. Однако с открытым корпусом они начали петь. Середина стала теплой и прозрачной, но звук не был таким “большим”, как у других в этой группе (меньше диаметр диффузора???) и тенденция к бубнению все же слегка просматривалась (слишком мягкий подвес?). Лучшую отдачу с этим драйвером можно получить в жестко связанном фазоинверторном корпусе или TQWT (quarter-wave pipe - труба Войта).

Stephens FR80 - Используемая АЧХ похожа на 755А, плавная и чистая. Однако я обнаружил, что звук достаточно сухой и закрытый, будто не может целиком раскрыться и затанцевать.

Altec 409B - Очень эффектный, но также очень темный звук, это очень удивило меня, тем более это был коаксиальный дизайн, у них было наименьшее количество высоких во всей группе. Может они предназначались для тех, кто любит БАС… или возможно, что у меня была пара подделок!

Altec 403A - это довольно хорошо звучащая единица, но к сожалению у меня была только одна штука и мне пришлось прослушивать ее в моно. По высоким у нее диапазон лучше чем у 755А. Тональный баланс столь же хорош, середина не обладала той же живостью что у других 755-х.

Norelco 9710M - Нашел этот единственный НОС драйвер этим летом на радио барахолке. Снова пришлось слушать в моно. У этих драйверов очень большой потенциал. Они дают совершенно другое представление о звуке по сравнению с 755А, с большей остротой и скоростью. Очень динамичный и вовлекающий, однако, что могут многие осудить, недостаточно изысканный. Кто-нибудь может мне помочь найти ему пару?

Хотя я слушаю в основном винил, у меня есть еще источники, такие как DAT проигрыватель Tascam DAP1, который я использую для записи живого исполнения (сольная и камерная музыка) с микрофоном Shure SM81, Sony TCD5M и Marantz PMD430 портативные кассетные деки, катушечник Tandberg 3500X, ФМ тюнер Scott LT110B и Philips CD921 с DITB. Кроме фоно, кабели Kimber KCAG, PBJ и 4TC.

После нескольких лет увлечения этим хобби, я понял, что не существует так называемых лучших компонентов. Удовлетворительная аудио система целиком зависит от сочетания и голоса компонентов, что лучше всего изучать путем самодельчества. Мне нравится рассматривать аудио компоненты как скрипачу оценивая их как профессионал. Guarneri del Gesus и Stradivariuses - признанные рабочие лошадки для скрипачей мирового уровня. Heifetz использовал del Gesu в течение почти всей карьеры, а Milstein и Oistrakh играли на Страдивари. Kreisler играл на обоих, также как на менее известных 18-ой и 19-ого столетия итальянских, французских и английских скрипках. Не существует объективного способа, чтобы оценить скрипку. Никакие два Страдивари, ни два del Gesu не будут звучать одинаково, плюс факт, что скрипка будет звучать по разному в руках разных исполнителей. В итоге, эти великие скрипачи обращались с инструментом как с инструментом для раскрытия собственного мастерства.

Надеюсь, что это время для любителей аудио оценить и извлечь идеи из этого образчика истинного отношения к аудио идеалам.

Joseph Esmilla

Перевод: Jeen

 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10