Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Dipl. Ing. H. Jakobi, Sulzbach, Germany

Послевоенные кинотеатральные усилители Siemens/Klangfilm 

(Западная Германия и Австрия)  

За именем " Klangfilm " стоит знаменитая линейка кинотеатральной/театральной продукции Siemens.  Прямой перевод слова Klangfilm означает «звук кино» или «звук фильма». Siemens производил наиболее разыскиваемые в наше время усилители и акустику, а так же предусилители и микшерские пульты.

В Западной Германии производились следующие модели: KL-401, KL-402a, KL-403a, KL-502a, KL-408a, KL-203/4 и KL-V-410. Существуют и другие модели, но это ELA усилители, использующие выходные трансформаторы только на 100 Ом, а они бесполезны для рядового аудио энтузиаста.

В Австрии производилась модель KL-5418, возможно были и другие австрийские модели, но более чем за 15 лет исследования, я нашел только эту модель, но так и не нашел какую-либо информацию по ней.

Klangfilm использовал только три выходные лампы: EF-12 (сразу после окончания войны, уменьшенная версия EL-156, звучит очень плавно и прелестно, если произведена Telefunken); немецкую профессиональную лампу F2a11, и позже EL-34. Задающими лампами были: EF-12 - ранняя версия известной EF-804 (очень похожа на EF-86, но значительно лучше); позже ECC-40 - ранняя версия ECC-82 (12AU7) и затем ECC-83. Из кенотронов использовались EZ-12 и, в последствии, GZ-34.

Все усилители были спроектированы для кинотеатрального использования, что означает наличие ультра-чувствительных входов, которые невозможно использовать в домашнем аудио. И к сожалению, нельзя использовать выдающиеся входные трансформаторы… Но их можно использовать в других проектах! Большинство пользователей просто подключают вход ко второй, а если не нужно большого усиления, то даже к третьей входной лампе на сетку. Входной резистор в районе 1 кОм последовательно сетке и емкость 100-220 пикофарад  - это все что нужно чтобы подавить высокочастотные помехи и колебания тока.

С некоторым везением можно найти пару старых входных трансформаторов, чтобы подобрать их для балансного входа. Но смотрите, лучше терпеть простой вход на сетку, чем плохой трансформатор.

Сердцем этих усилителей являются их выдающиеся выходные трансформаторы, которые никто не смог намотать с таким же качеством. Все комплектующие высочайшего класса, поэтому не рекомендую сильно модифицировать эти усилители, и большинство электролитов будут работать еще много лет. В ранних KL-401a использовались только бумаго-масляные конденсаторы. К сожалению, они могут высыхать, и тогда советую заменить их на аналогичные, такого же типа.

Качество изготовления типично для Западной Германии, подобно Мерседесу, долго живущая и претензионная механика, комплектующие Siemens наилучшего качества:  конденсаторы с серебряной фольгой и керамическим изоляторами, MP и бумагомасляные конденсаторы, и т.д., используются как стандарт! Кенотронное питание с высококачественными дросселями в стандарте, силовые трансформаторы с завышенными габаритами из лучших материалов и обычно на 110/120/220/240 volts, 50/60 Hz.

Все лампы можно с легкостью найти, только F2a11 дорогая, но это профессиональная долгоживущая лампа, с продолжительностью жизни согласованной пары 8000 часов. Очень важно: не используйте дешевых EL-34! Только оригинальные Telefunken, Valvo (которые также продавались под марками Philips, Miniwatt, Siemens, Amperex, и да… конечно же знаменитый Mullard сделанный Philips Valvo в Голландии!) нужно использовать чтобы раскрыть полный потенциал этих усилителей. Не используйте восточногерманские EL-12 (как и EL-12N) сделанные Hoges, они наихудшие! Лучшие - это Telefunken, мощные EL- 12/325 и EL-12/375, дающие наибольшее напряжение анода и прекрасно подходящие.

Также, F2a11 (и F2a, у которой другая база) - самый экстраординарный пентод. Я решил выложить данные здесь, т.к. их невозможно нигде найти:

 

Type Longlife prof.Tetrode

Filament 6.3V/2A

(indirectly heated)

Platevolt. 250V

Platecurrent 97 mA

Max platevolt 425 V

(some books suggest 600V max.!)

Gridvolt 250V (max. 425 V)

Neg. gridvolt -19V

Platedissip. 30W

 

Так как он построен как тетрод, то он превосходно подходит для триодной конфигурации. Он звучит чрезвычайно натурально, если правильно использован, даже в «нетриодной» схеме!

ВАЖНО: Klangfilm использовал собственный код для большинства своих ламп, начинающийся на KL, также как и у других изделий. Для послевоенных усилителей мы имеем наиболее важные коды (довоенные коды мы опубликуем во второй части):

KL-70715 = EF-12

KL-70716 = EF-12k

(k значит "klirrarm"= низкий шум)

KL-73550 = EF-12

KL-73551 = F2a11

KL-76303 = RGN 2504  

Лампы, использованные в поздних моделях, подобно EF-40, ECC-83, EL-3 4, GZ-34 не имели KL кода!

KL-401a:

Эта модель изготавливалась с литым каркасом и была очень тяжелой (порядка 30 кг). В ней использовались четыре EF-12, и специальный блок тонкомпенсации (громкость, бас, высокие), который подключался между входной лампой и третьим каскадом (не советую использовать из-за ухудшения звучания).  Без блока тонкомпенсации, элементарно использовать сетку третьей EF-12, как вход (V-3). Выпрямление производилось EZ-12 - это весьма распространенный кенотрон в немецких студиях и кинотехнике, и в ранних моделях с RGN-2504, mesh plate вариант (с витым анодом) которых, вместе с RGN-2004 являются лучшими кенотронами, что я когда-либо слышал.

Мы обнаруживаем бумагомасляные конденсаторы по всей схеме и превосходный выходной трансформатор с 15 Ом и 200 Ом выходом. 200 Ом выход не нужен для ELA акустики, но необходим для особых АС Siemens, которые мы представим в следующей части. EF-12/375 работают в двухтактном выходном каскаде в триодном включении (без обычного 100 Ом резистора, экранная сетка подключена напрямую к аноду!).

KL-402a и 403a (идентичны):

Эти усилители близки по схеме к 401а, но используют корпус из претензионно сваренного оцинкованного стального листа, для размещения в 19" стойке (как и все последующие усилители). Вместо  EZ-12 использовались GZ-34 для выпрямления, и более хороший блок тонкомпенсации (если необходим). MP конденсаторы заменили бумагомаслянные (но они все равно лучше MKP и электролитов), и мы обнаруживаем электролиты Siemens с серебряной фольгой. Я сравнивал этот усилитель со знаменитым Marantz 9. KL-403 с легкостью переиграл Marantz 9! Я не шучу! Даже KL-502a после переделки для триодного включения EL-34 сделал это. KL-403 на том же уровне, что и знаменитый WE-86, но без использования 300В. Он динамичный и непосредственный, чуть менее благозвучный, но более прозрачный и быстрый. Фантастический усилитель! И сделан на века. И… с ценой всего лишь 40% от цены  Marantz 9.

KL-502a:

Этот усилитель использует хорошо известные EL-34, и на мой взгляд это лучший усилитель, из когда либо созданных, на EL-34 при триодном включении (подключите каждый экран сетки каждой EL-34 через 100 Ом резистор к аноду и используйте только «настоящие» EL-34, которые я описывал выше). Он легко обыгрывает Marantz 9, и очень близок по звуковому подчерку к KL-403а. Входные лампы - ECC-40 (3 штуки) и выпрямитель GZ-34. Более хорошие комплектующие использовались в KL-403а.

KL-408a:

Этот усилитель делался для маленьких кинотеатров и не пара моделям, описанным выше, что, однако, не значит, что он плохо звучит. Его звучание очень близко к звучанию Marantz 8b, и дело вкуса (впрочем, как всегда) определить какой из них звучит лучше.

У них можно использовать два входа - один небалансный на 500 кОм, а другой балансный на 3 кОм через отличный пермаллоевый входной трансформатор. Также, этот усилитель звучит лучше в триодном включении, как описано выше. К сожалению, конденсаторы в нем электролитического типа, но все же очень хорошие Siemens или Bosch. Проверьте их, и если есть необходимость, то замените на MP. Кенотрон - все тот же GZ-34. Качество изготовления во всем остальном такое же, как и у других усилителей Klangfilm.

Теперь мы подошли к наиболее разыскиваемым, после других KL усилителей, KL-203/204 и позднее KL-V-410, которые также назывались "Reserve Verstarker", что означает запасной усилитель. Но это не дешево сделанный усилитель, просто у него низкая выходная мощность, т.к. это однотактный пентодный усилитель (F2a11SE), который выдает приблизительно 7 Ватт, но чистые, чистые ватты. Этот усилитель переоценен! Он ниже уровнем чем остальные усилители, разве что за исключением KL-408а, который он переигрывает с большей атакой, прозрачностью и «присутствием», характерными для однотактников.

Мы заканчиваем первую часть KL-5418, который выпущен австрийским подразделением Siemens (которое тоже именуется Klangfilm). Это подразделение производило также одни из самых выдающихся устройств, для примера, там изготавливались лампы "Ed" (знаменитый европейский триод,  промышленная версия AD-1), также ультра-линейную акустику, известную как Klangfilm "Euronette", с полнодиапазонным деревянно-тканевым трактриссовым рупором (не путайте с довоенными усилителями "Euronette").

В этом усилителе, как и в других, использовались EL-34 (ультра-линейно), и в триодном включении они звучат также хорошо, как и KL-502a. В нем использовался редкий кенотрон, называющийся Z2c, который также как и "Ed" является промышленной лампой,  и имеют совершенно другое конструкторское решение по сравнению с немецкими усилителями. Большинство комплектующих Австрийского производства, и, если необходимо, замените все оранжевые 100 uF электролиты, т.к. они склонны к высыханию.

 Перевод на русский: Jeen

 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10