| English
Vintage review
.


Rambler's Top100



HI-FI в Роял Фестивал Хол
Итоговый 4-й концерт Wharfedale

Я был привлечен Редактором, кратко описать концерт 19 мая 1959 в сравнении с тремя предыдущими демонстрациями в Роял Фестивал Хол (Royal Festival Hall, далее по тексту RFH). Я с удовольствием это делаю, так как было много отличий - как плюсов, так и минусов, как ожидаемых, так и неожиданных, которые могут быть интересны читателям вообще, в отличие от тех, кто явно досиживал до окончания этого события.
Для начала мы проиграли стерео с дисков (шесть вещей) в концертном зале. Эту статью хорошо было бы озаглавить Четвертое измерение, дополнительное измерение показывало бы неизвестные проблемы при использовании двухканальных записей в таком большом зале, также как и в звуковоспроизведении. Хотя мы испытали серьезные трудности с шумом и детонацией на этих стерео дисках, думаю, мы не должны ругаться по этому поводу (мы заслужили медаль).

Музыкальный аспект

Музыкально, я должен сказать, что это несомненно лучший концерт что мы дали. Программа была хорошо сбалансирована, и переходы от записи к живой музыке и наоборот, были отлично рассчитаны Питером Уолкером (Peter Walker) и Джоном Колинзоном (John Collinson), с хорошим выбором уровня громкости. Мы также проигрывали каждую вещь по программе и в конце в течении трех минут отведенного времени. И только на финальную репетицию ушло пол дня, это не так просто, как звучит (еще одна медаль?).

Живой звук в сравнении с записанным

Здесь мы немного провалились на двух вещах, и я хотел бы объяснить почему, так чтобы чересчур много обвинений не было в сторону звукозаписывающих инженеров. К счастью, для профессиональных музыкантов, как всегда, была тонкая неуловимая разница между живым и записанным исполнением. В этом случае мы были достаточно близки к живым органу и гобою, но в фортепьянных и басовых партиях тонально промахнулись (одну медаль возвращаем).
Вещи с фортепьяно намного лучше звучали на репетиции, чем на концерте. Я могу только предположить что это акустический эффект из-за зрителей в R.F.H. фортепьяно звучало лучше чем наша запись, которая имела более теплую тональность. Такое часто встречается; но результаты органа, обсужденные с г-ном Уолкером, были лучше во время концерта, чем на финальной репетиции, вопреки всем ожиданиям. 
В отношении тонкого басового голоса, комбинация условий дала неудовлетворительную тональность. Здесь присутствовали: (1) студийная окраска при записи; (2) резонанс сцены; (3) ящичный резонанс. В более резонирующем зале эти эффекты могли остаться незамеченными, но в Р.Ф.Х. любого из них достаточно, чтобы подпортить сравнение. Если бы время позволило, мы могли бы справится со вторым и третьим недочетами. 
Четыре главных громкоговорителя всегда были размещены сзади бетонированной части сцены, а их корпуса были облицованы(покрыты) плиткой и асбестовыми листами, чтобы избежать резонанса, появлявшегося при помещении их на ролики.
Корпус громкоговорителя для воспроизведения соло не был обработан этим способом, и не использовался для первой репетиции в феврале, поэтому и возникла проблема, с которой не было времени бороться 8-го мая, так же, как и с фоном и рокотом, которые появились неожиданно.

Демонстрация в Бристоле 9го Октября

При авиаперелетах главная проблема это пространство еще несколько дюймов пространства для ног это все что вы получаете за дополнительные 25 фунтов при перелете в Нью-Йорк на Комете. В RFH проблема обратная слишком много пространства. Не смотря на то, что мы забронировали зал в январе, утреннее и вечернее время 8-го и 9-го мая уже использовалось для репетиций и концертов. Но на ошибках надо учится, и мы забронировали Colston Hall в Бристоле для демонстрации 9 октября в соответствии с расписанием RFH, когда надеялись подтвердить, что утонченный голос Гарольда Блекберна может быть воспроизведен в современном, не резонирующем концертном зале.

Фон и шум

Впервые за 14 демонстраций в концертных залах, мы испытали эту проблему, полностью благодаря стереозаписи. Главной проблемой был фон частотой 100Гц, так как, вследствие фазовых эффектов, в некоторых частях зала он не был слышен, но постепенно усиливался в других местах.
Склонность к фону и шуму, продемонстрированная хорошим магнитным стерео-звукоснимателем, означает что для озвучивания концертных залов ранее принятые стандарты на моторы, проигрыватели пластинок, общее расположение
больше не годятся. Более того, оборудование должно быть помещено на панели из бетона, так как резонанс сцены для звукоснимателя еще вреднее, чем для громкоговорителя. 
Несколько корреспондентов ссылались на слышимость фона в трех или четырех вещах, но они все за единственным исключением, казалось, были готовы сделать должное допущение на трудности. Этим исключением был мистер Б. он сказал, что мог бы сделать [звук] лучше даже дома. (Я тоже так мог бы сказать). 
Могу ли я заключить, что здесь есть вопрос, на котором могли бы попробовать свои зубы Ralph West and Stanley Kelly ? Я не могу ответить сам, так как у меня своих зубов не осталось, но несколько экспериментов сделанных Raymond Cooke показывают что уровни фона и шума со стерео-звукоснимателями на 10-15дБ выше, чем с моно-звукоснимателями, за исключением пьезозвукоснимателей, конечно. 

Моно записи

Для удобства, мы проигрывали записи стерео-звукоснимателем, и, я думаю, что они немного пострадали от такого подхода. Я предпочитаю монофонический MC звукосниматель, и мне приятно сказать, что мой техник, Raymond Cooke, согласен со мной, так же как и Stanley Kelly и George Wise, у которых есть значительный опыт в разработке и сравнении звукоснимателей различных типов. Различие невелико, как у корабельного чая в сравнении с чаем, сделанным на пресной воде, но в RFH малейшая разница заметна. Килька становится скумбрией, если не китом. Даже дикие лошади не разлучат меня с моими лучшими моно-звукоснимателями.

Стерео

Здесь использовался звукосниматель Decca, должен сказать, что мне нравится тип его звучания. Был след басового резонанса и шерстистости на громких пассажах, но я отношу это на счет шума и фона, про которые я уже упоминал. Было бы несправедливо винить звукосниматель, записи, усилители или акустические системы в этих эффектах, хотя может быть, что некий громкий музыкальный пассаж мог вызвать вертикальный резонанс системы стереозвукосниматель-тонарм. 
Реакция публики на стерео была многочисленная и разнообразная, и не полностью зависела от позиции слушателя. На самом деле, мой друг в первой половине концерта сидел в ложе сбоку, а во второй половине сидел по центру, в действительности он предпочел стерео, что он слышал в ложе.
Я считаю что демонстрация доказала что стерео имеет качество глубины и тембров, которые отсутствуют в моно, и что всенаправленные колонки обеспечивают широкую допустимую зону прослушивания. Но принятие стерео у себя дома остается исключительно индивидуальным делом. 

Реприза

Было получено много писем выражающих сожаление, что это похоже последнее наше выступление в Ройал Фестивал Хол, но есть неоспоримые аргументы против дальнейшего продолжения.
Расходы очевидный аргумент. Зал стоит 350 фунтов, артисты около 200 фунтов, специальные записи 100 фунтов, освещение в СМИ и реклама 100 фунтов, плюс, скажем, 100 фунтов на прочее. Итого около 1000 фунтов. Продажа билетов даст 400 фунтов при полном зале. Минимальные издержки не такие уж неразумные если все идет хорошо, но где бы мы были случись в течении демонстрации значительная авария?

Стерео требует длительной репитиции

Возможно, сильнейший аргумент против повторения это трудность с получением необходимого репетиционного времени в RHF, и в необходимости очень длительных репетиций в стерео. Полная половина дня может легко уйти на прослушивание разнообразных записей с различным расположением акустических систем на сцене, к тому же всегда заканчивается выбором между позицией соответствующей музыки и позицией соответствующей залу, а зачастую они не совпадают. Чтобы скрыть резонансы помещения, обе колонки необходимо расположить на приличном расположении друг от друга, и нам не нравятся мешающие кабели при перемещении тяжелых колонок во время концерта.
В заключении, я полагаю, что нам все более трудно доставлять радость, чем мы привыкли, но мы все еще можем отдать медаль кому?
Мы можем, как обычно с таким большим успехом, закончить с преимущественно подходящей аббревиатурой Q.E.F. (лат. quod erat faciendum что и требовалось сделать), а не с аббревиатурой Q.E.D. (лат. quod erat demonstrandum что и требовалось доказать). Когда вы достигнете уровня Q.E.F. игра закончится.

G. A. BRIGGS 

Hi-Fi News, 1959

OCR: Jeen

Перевод: Jeen, Виктор Черепенников

 

 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10