Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Апгрэйд винтажного проигрывателя с пассиковым приводом


If you do not have the best,
Make the best of that you have

Мне всегда нравились винтажные компоненты 70-х годов. Сам по себе инженерный и производственный подход в те времена сильно отличался от современного. В те времена не старались экономить на количестве и качестве материалов, как не экономили и на высококачественной станочной обработке деталей. Это особенно важно, когда речь идет о таких компонентах, как проигрыватели винила. В результате, во многих винтажных проигрывателях и мотор, и подшипник диска имеют чрезмерные размеры и чрезмерную мощность. Таким образом, они могут справляться с диском значительно большей массы. При этом продолжая нормально работать многие и многие годы. Я имею в виду диск весом от 5 до 10 кг, а порой и до 20 килограмм. И мотор будет в состоянии разгонять диск до номинальной скорости всего за 3-10 секунд.
Я подумывал об осуществлении подобного апгрейда уже в течение довольно долгого времени, так что некоторые материалы были заготовлены заранее. И я некоторое время охотился за подходящим кандидатом на блошиных ранках, гаражных распродажах, и магазинах Гудвилл ( сеть благотворительных магазинов секонд-хенд) в Торонто. Внезапно мне привалила удача в виде покупки за несколько долларов винтажного проигрывателя Micro MR-611 в местном Гудвилле. Деревянный корпус и пластиковая крышка были сильно поцарапаны, но сам проигрыватель в превосходном состоянии. Это был среднего уровня Хай-Фай, пассиковый проигрыватель 1970-какого-то года выпуска, с литым шасси, точеным диском, тонармом от Micro с регулятором VTA (угла атаки), все это очень пристойно изготовлено. Размер мотора у Micro MR-611 был раза в три больше, чем у его ровесников-проигрывателей фирмы Thorens, и подшипниковый узел диска тоже был очень большим. Масса диска была, однако, всего лишь около 2 кг, определенно недостаточно для такого сверхмощного мотора. Это гистерезисный двигатель, и он держит очень стабильную скорость. Проверка с помощью медицинского фонендоскопа обнаружила очень тихую работу мотора, подшипника, и всей приводной системы. Таким образом, Micro MR-611 являлся превосходным кандидатом для проекта самодельного апгрейда.
Собственно говоря, звучание исходного, не подвергшегося усовершенствованию Micro MR-611, качественно не отличалось от звучания моего винтажного прямоприводного проигрывателя Sony выпуска 1980-х годов. Я не был в состоянии услышать существенную разницу в качестве звучания, несмотря на ауру такого бренда, как Micro Seiki (на мое восприятие звучания аура не влияет). Собственно, Sony был гораздо более удобным в пользовании, с его электронно-управляемой автоматикой и устройством авто-отключения от сети. Конструкция моей новой Micro могла бы обещать лучшее звучание, и я взялся за ее переделку.
Фото 1. Micro MR-611 в своем первозданном состоянии.

Фото 2. Проигрыватель Transcriptors Sceleton : мой проект апгрейда базировался на этой конструкции.

Фото 3. Direct Drive Sony PS-20FB имеет тот же уровень качества звучания, что и Micro MR-611 в его первозданном виде.

Моя идея по апгрейду заключалась в том, чтобы увеличить вес диска, доведя его до 5-7 килограмм (я не любитель ударяться в крайности). Мое решение использовать дополнительные циллиндры, поместив их сверху диска, базировалось на конструкции винтажных проигрывателей Transcriptors Sceleton. Итак, я заказал 6 циллиндров из дюралюминия диаметром 90мм, высотой 60мм, один центральный циллиндр того же размера, одну деталь –удлинитель шпинделя из нержавейки, и дополнительный циллиндр из нержавейки для установки тонарма на 60мм выше, с целью уравнять тонарм с диском, который станет на 60мм выше. Также, я заказал 4 дюралюминиевых ноги, чтобы вкрутить их в нижние отверстия шасси (отверстия с резьбой первоначально служили для винтового соединения шасси с деревянным корпусом). Когда все детали были готовы, у меня ушло несколько часов на осуществление апгрейда.
Вот его стадии шаг за шагом:
MR-611 разобран, освобожден от корпуса и пластиковой крышки.
Снят диск.
Провода тонарма отпаяны. Тонарм снят.
Шесть отверстий под винты просверлены в диске, расточены в овальную форму.
Шесть циллиндров установлены поверх диска, привинчены винтами снизу. Сложная часть работы – сбалансировать вес диска, поэтому отверстия в диске сделаны овальными с целью позволить сдвигать каждый циллиндр на 2мм ближе-дальше по отношению к центру диска. Масло в подшипнике диска заменено на жидкое, пассик снят, проигрыватель установлен с наклоном, под углом 45 градусов, циллиндры прикручены винтами слегка, винты не затянуты. Диску придается вращение вручную, чтобы он имел возможность остановиться более тяжелым краем вниз. После нескольких попыток циллиндр с более тяжелого края передвинут 1мм ближе к центру диска, теперь диск отцентрован и сбалансирован, все винты наконец затянуты. После этого масло в подшипнике заменено на масло той же консистенции, что и прежде.
Четыре ноги закручены в дно шасси.
Тонарм снова установлен, используя стальной циллиндр, его провода протянуты внутри циллиндра и подпаяны к контактам выходных разъемов RCA.
Диск с пассиком установлены на место.
Деталь-удлинитель шпинделя и центральный циллиндр установлены на место, собственный резиновый мат Micro помещен сверху, таким образом усовершенствованный диск закончен и готов к работе.
Позднее я сделал новый деревянный корпус.
Наконец, я заказал новую пластиковую крышку и установил, используя оригинальные петли-завесы Micro.

Фото4. Разобранный MR-611, виден его действительно здоровенный мотор.

Фото 5. Со снятым диском.

Фото 6. Собственный диск Micro в первоначальном виде.

Фото 7. Усовершенствованный Micro собран и готов к проигрыванию пластинки.

Фото 8. Центральный циллиндр и деталь-удлинитель шпинделя.

Фото 9. Циллиндры утяжелители установлены и сбалансированы.

Фото 10. Удлинитель шпинделя установлен на место.

Фото 11. Центральный циллиндр установлен.

Фото 12. Резиновый мат на месте.

Результат

Теперь позвольте мне рассказать о результатах апгрейда. Разница в звучании оказалась просто удивительой, и мой Sony более не выдерживает никакого сравнения с Micro. Качество звуковоспроизведения Micro MR-611 перешло в более высокую категорию, теперь это скорее Хай-Енд проигрыватель, и определенно уже не Хай-Фай среднего уровня. Я несколько раз пробовал проводить эксперимент, заменив в моей стерео системе Micro на Sony, и каждый раз Sony отправлялся обратно в кладовку, несмотря на свою, такую удобную, автоматику. Sony – пристойный проигрыватель довольно хорошего качества, и мне нравится то, как он сделан (это продукт инженерного подхода 80-х годов, конструкция базируется на профессиональных проигрывателях Sony). Просто мне больше не нравится его звучание…
Видеоролик:

Еще одна история: отдельное устройство авто-отключения.

Итак, я наконец-то доволен качеством звучания моего Micro . Я перепробовал несколько звукоснимателей, и остановился на винтажном ММ Ортофон и винтажном русском МС с высоким уровнем выходного сигнала, а также изготовленном на заказ клоне лампового фонокорректора Audio Note.
Удовлетворенность звучанием, однако, не компенсировала неудовлетворенности недостаточным удобством: после двух лет использования автоматических проигрывателей, у меня развилась своего рода зависимость от их удобства. Чисто мануальное управление проигрывателем оказалось весьма надоедливым. Хуже того: это вовсе не помогает вам расслабиться и полностью насладиться музыкой, если надо спешить к проигрывателю каждые 20 минут, чтобы поднять иглу из канавки. И этот скрипучий, уродливый звук последней «немой» канавки поистине оскорбителен для чувствительного уха меломана. Таким образом, это не просто вопрос удобства, а также вопрос того можете ли вы расслабиться и в полной мере наслаждаться музыкой. Возможно, некоторые аудиофилы станут спорить, считая себя недостаточно ленивыми для ручного управления проигрывателем. Тем не менее, здоровый психически аудиофил не станет утверждать, что ему нравится звук этой последней «немой» канавки!
Таким образом, я снова хотел чего-то большего, и я не мог найти это в продаже. В результате мне пришлось начать очередной «самодельный» проект. Идея заключалась в том, чтобы создать автостоп, не имеющий механического соприкосновения с тонармом и проигрывателем, управляемый оптическим датчиком, не имеющий влияния на качество звуковоспроизведения. И сделать его полностью независимым компонентом, с возможностью настройки и использования с почти любым проигрывателем. Это кажется вполне логическим: если другие аудио устройства разделены на отдельные компоненты, почему устройства автостопа составляют исключение? Вы можете купить отдельно тонармы, отдельно устройства привода, блок питания мотора, кабеля и провода, отдельные фонокорректоры и т.д., для того, чтобы скомпоновать работающий проигрыватель. Так почему автостоп и авто-выключатель не предлагаются в качестве отдельных компонентов? Я не рассматриваю тут чисто механические устройства подъема тонарма, потому что IMHO, их механический спусковой механизм не соответствует критериям истинного Хай-Фай и Хай-Енд. В результате, я решил разработать и изготовить такой компонент, который им соответствует. Вместе с моим приятелем, инженером по Хай-Енд звукотехнике, мы разработали механику и электронику. Через несколько месяцев рабочий прототип был готов, и к моему удивлению он работал безукоризненно с первой попытки. После некоторых улучшений несколько работающих устройств-прототипов были изготовлены. В конце концов, я подал патентную заявку на устройство, поскольку оно реально содержит некоторые новые идеи.

Фото 13. Датчик автостопа установлен отдельно от проигрывателя: это решение для весьма придирчивого аудиофила.
Здесь датчик реагирует на приближение противовеса тонарма, показано конечное положение тонарма. В данном положении сетевое питание будет отключено от проигрывателя, таким образом мотор прекратит вращать диск. Игла не будет поднята из канавки, тем не менее она перестанет воспроизводить звук и прекратит изнашиваться.

Фото 14. В конце концов, устройство автостопа установлено на поверхность шасси проигрывателя, таким образом, чтобы помещаться под пластиковой крышкой.
Теперь могу сказать что я, наконец, доволен как звучанием, так и удобством использования моего Micro, и его внешним видом. К тому же я теперь могу позволить себе оставаться в кресле в то время, когда пластинка заканчивается, либо делать нечто противоположное: установить пластинку для проигрывания и отправляться готовить еду или принимать душ. Либо заниматься релаксацией, медитацией, или задремать в то время когда Micro продолжает проигрывать пластинку.

Фото 15. Устройство автостопа, универсальный отдельный компонент.
Я считаю вышеописанный опыт апгрейда очень успешным. Остановлюсь ли я на этом? Я не уверен, ведь всегда есть возможности для дальнейшего улучшения.

Небольшой видеоролик (5.34Мб)
Я принимаю заказы на изготовление запатентованного мной устройства автостопа. Контактная информация: Waltertobin@gmail.com

Владимир Т.
 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10