Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Возьми катушечник!
 

Я не перестаю удивляться, как далеко с начала пятидесятых годов шагнул
прогресс в области аудио технологии. Hемало для высокого качества
воспроизведения звука сделали такие, например, компании, как RCA, Western
Electric, Fairchild, Altec-Lansing, Langevin. Однако лишь одна компания
всегда казалась необъявленным чемпионом по совершенствованию аудио
оборудования: это корпорация Ampex из Редвуд Сити, Калифорния. До сих пор
трудно поверить, что почти все из наиболее ценимых, любимых (и теперь
переиздаваемых) записей RCA Living Stereo и Mercury Living Presence были
записаны на трехдорожечной модели Ampex 300-3 в эпоху Эйзенхауэра.
Еще большего признания Ампекс заслуживает за то огромное влияние в области
техники и в общественной жизни, которое оказали на нас аудио, видео и
магнитная запись данных. Высококачественный стереофонический и
многоканальный звук, современные технологии записи виниловых дисков, звук
Cinema Scope, запись на видеопленку все, так или иначе, обязаны Ампексу
своим развитием. Профессиональные версии аппаратов фирмы являли собой пример
высочайшего стандарта американской инженерной мысли и производственных
технологий, бывших предметом зависти всего мира.
Hаибольшую благодарность Ампекс заслуживает за создание и продвижение на
рынок современной технологии записи на магнитную ленту. В США, до того, как
в 1947г. в большом ассортименте появилось оборудование для записи на ленту,
первичными профессиональными звуковыми носителями были двенадцати- и
шестнадцатидюймовые дисковые disk transcriptions на 33-1/3 и 78 об/мин; в
кинематографе применялись оптические технологии записи звука. Во время
Второй мировой войны немцы, благодаря усилиям компании AEG Telefunken,
разработали первую высококачественную систему записи на ленту с
использованием высокочастотного подмагничивания. Эта система получила
название Магнитофон . Войска связи американской армии в качестве военных
трофеев получили и протестировали некоторое количество таких аппаратов, один
из которых потом был продемонстрирован на конгрессе Audio Engineering
Society в Сан-Франциско. Компания Ампекс Электрик , которая во время войны
производила по госзаказам моторы и генераторы для армии, пыталась найти
новый продукт, который помог бы ей прожить в послевоенный период. Услышав
во время демонстрации Магнитофона необычайную реалистическую точность
воспроизведения звука, представители компании быстро поняли, что такую
технологию ожидает прекрасное будущее.
Стесненный в средствах Ампекс нашел инвестора-энтузиаста в лице Бинга
Кросби. Кросби, всей душой болевший за качество звука в своем популярном
радио шоу, искал записывающую систему, которая совмещала бы высокую точность
воспроизведения и легкость монтажа по сравнению с шестнадцатидюймовыми
transcriptions, на которых в то время записывалось его шоу перед эфиром.
Бинг Кросби немало субсидировал из личных средств еще не оперившуюся
корпорацию Ампекс Электрик в начале ее работы в области ленточных
магнитофонов и в течение многих последующих лет оказывал ей всяческую
поддержку. Одно из первых рекламных объявлений изображает Кросби, который
весело включает один из их переносных магнитофонов шестисотой серии.
Александр М. Понятофф, президент и основатель компании вместе со своими
инженерами (его инициалы вместе с первыми буквами слова EXellent составили
название компании) внимательно изучили недостатки и достоинства схемы
немецкого Магнитофона и в 1947г., при финансовой поддержке Кросби, компания
представила базовую модель-200, а первые выпущенные образцы были проданы
радио сети American Broadcasting Company (ABC).
В некотором смысле, модель-200 установила технический стандарт для пленочных
звукозаписывающих систем всех последующих моделей Ампекса . Эти машины,
имевшие три мотора, два из которых работали для подмотки катушек, а один
приводил в движение тон вал, а также соленоидную тормозную систему, были
немедленно признаны аудио индустрией, как лучшую звукозаписывающую
технологию в то время. Коллекционеры считают аппараты модели-200 чем-то
подобной усилителю Western Electric 91A. Они очень редки и ценны, потому что
всего их было выпущено всего 122 штуки.
К несчастью, я даже не пытался их разыскивать, потому что большинство давно
были выброшены или хранятся у коллекционеров. Эти аппараты, слишком хорошо
сделанные для выполнения рутинных задач, имели маслонаполненные
конденсаторы в блоке питания записи/воспроизведения и мощный двухтактный
генератор подмагничивания и стирания на 6L6G; в конце сороковых годов они
стали вершиной техники для высокоточной записи и воспроизведения звука.
Модель-200, со скоростью ленты 30 дюймов в секунду, была единственной из
выпускаемых моделей, в которой, как и в Магнитофоне , магнитная лента
наматывалась рабочим слоем наружу. Все последующие аппараты, начиная с
модели-201, выпускались в обычном стандарте намотки ленты - рабочим слоем
внутрь.
В 1949г. Ампекс представил модель-300, как более дешевую и универсальную
версию модели-200. Трехсотый по сравнению с двухсотым был более совершенной
моделью: изменились головки, появилась новая электроника и массивный,
улучшенный двухскоростной лентопротяжный механизм (ЛПМ). Именно трехсотая
модель стала популярной в звукозаписывающих студиях, в кинематографе и на
радио, а также на рынке записи телеметрических данных. Монофонические
консольно смонтированные версии, своей крышкой напоминавшие стиральные
машины, стали первыми аппаратами для многодорожечной записи, и
четвертьдюймовые half-track, full-track, two-track, а также полудюймовые
three-track версии стали выпускаться в больших количествах. Модель-300
послужила также базой для имевшей впечатляющий вид серии дубликаторов
Ампекс-3200, которую впервые представили в 1954г.
Первая модель-300 была поставлена фирме Capitol Records, а вскоре и
остальные главные звукозаписывающие компании последовали ее примеру. В
монофонических версиях этих аппаратов устанавливалась блоки электроники
серии 554, подобные тем, что использовалась в модели-200, но выдававшие
гораздо меньший уровень искажений.
В многодорожечных аппаратах устанавливалась электроника триста пятидесятой
серии, которая стала стандартом Ампекса для записи-воспроизведения до самого
конца пятидесятых годов. Эти аппараты, использовавшие пентодно-триодную цепь
схему для записи-воспроизведения, выдают совершенно потрясающий звук, о чем
хорошо знали RCA и Mercury (если вас не смущает диапазон 55-60дБ).
Магнитофоны модели-300 еще встречаются, хотя их качество становится хуже, а
запчасти ЛПМ достать довольно трудно. Hевероятно надежная и плавно
работающая самозаклинивающаяся барабанная тормозная система впервые была
применена для трехсотой и всегда считалась особой меткой, по которой и
узнавали Ампекс.
Узкое место этих аппаратов непрямой привод , в котором использовался
большой маховик с резиновой покрышкой, присоединенный соленоидом при помощи
фрикционной муфты к синхронному двигателю c гистерезисом, приводившему в
движение тонвал. С течением времени или из-за неправильного хранения
резиновая покрышка на маховике портилась, что оказывало сильное
отрицательное воздействие на коэффициент детонации при работе аппарата.
Запчасти встречаются очень редко и стоят дорого, хотя я и приобрел
подержанные трехсотые с покрышками в отличном состоянии. Покупая аппарат
трехсотой серии, всегда внимательно проверяйте состояние покрышки, потому
что может случиться так, что новую вы найдете далеко не сразу. Может быть,
есть фирма, которая восстанавливает или меняет резину на покрышке согласно
спецификациям Ампекса , и, если кто-нибудь знает об этом, пожалуйста,
сообщите мне.
Ампекс использовал схему непрямого привода для того, чтобы добиться как
можно меньшей вибрации ленты и наиболее точного выбора скорости ленты; они
меняли давление шкива мотора на резиновую покрышку, а результаты замеряли
стробоскопом. Однако, нельзя сказать, что у этих аппаратов скорость могла
оставаться стабильной на протяжении долгого времени работы, и вскоре Ампекс
модифицировал эти магнитофоны, поставив на них системы прямого привода,
доставлявшие меньше проблем. Тем не менее, машины трехсотой серии настоящая
классика в истории hi-fi звукозаписи они выглядят очень стильно, в
индустриальном стиле пятидесятых годов и вполне стоят того, чтобы владелец
пользовался ими, если у него достаточно места.
В 1953г. была выпущена серия-350, как более дешевый вариант модели-300.
Используя более легкую и маленькую, в чем-то упрощенную и более практичную
версию ЛПМ трехсотой модели с синхронно-гистерезисным приводом ленты и
прямым приводом тонвала, которому не нужна была резиновая покрышка, этот
аппарат, по существу, задал стандарт, на котором потом базировались почти
все последующие профессиональные трехмоторные Ампексы .
Как и большинство магнитофонов Ампекс , модель-350 выпускалась в портативном
варианте для записи в полевых условиях: электронная часть и механическая
(ЛПМ) выпускались в отдельных корпусах для более удобной перевозки.
Модель-300 тоже имела портативный вариант, но для того, чтобы нести ЛПМ,
требовалось два человека. Большинство триста пятидесятых продавалось
радиостанциям, образовательным учреждениям сначала из-за их низкой стоимости
поэтому многие аппараты еще сохранились.
Электроника для записи и воспроизведения в модели-350 на пентодах и
триодах с октальным цоколем, монтаж точка - точка , отдельный выносной
блок питания с ламповым выпрямителем для каждого канала, многими
энтузиастами считаются лучшими по звучанию аппаратами, когда-либо сделанными
Ампексом . Раздельную подачу питания следует считать дополнительным
преимуществом, так как она обеспечивает значительную изоляцию между
каналами. Однако эти аппараты использовали отборный пентод 6SJ7 в качестве
первого каскада усиления в системе воспроизведения, а эти лампы отличались
тем, что давали изрядный шум и микрофонный эффект.
По этой причине многие пользователи предпочитают электронику серии-351,
появившуюся в 1958г., которые использовали миниатюрные триоды (12AX7, 2AT7,
и 12AU7, все Телефункен , устанавливаемые на заводе!), ламповое
выпрямление, печатную плату, и имели гораздо более "триодный звук". Однако
серия-351 не использует выносной блок питания: блок питания совмещен с
электроникой. Относительно качества звука и трехсотые , и триста пятидесятые
имеют свои сильные и слабые места и если у вас есть возможность, попробуйте
оба и сделайте собственные выводы.
По-настоящему захватывающие эксперименты потребуются, чтобы создать иную
электронику для записи-воспроизведения, может быть, основанную на лучших
образцах Ампекса . В один прекрасный день именно этим я и собираюсь
заняться.
Для серьезного любителя-энтузиаста звукозаписи рекомендую двухдорожечные
четвертьдюймовые записывающие стерео магнитофоны серии-350 или 351. Детали
для них сейчас вполне можно купить, если знать, где искать; эти аппараты
исключительно крепки и по качеству сборки, и по конструкции, к тому же с
ними легко работать. Эти магнитофоны звучат просто превосходно, если их
правильно собрать и настроить.
Профессиональные аппараты Ампекса предназначались для непрерывной работы в
течение двадцати четырех часов в сутки на радиостанциях или в
профессиональных записывающих студиях. Они рабочие лошадки в прямом смысле
этого слова, которые и создали легендарную репутацию магнитофонам Ампекс как
качественным и надежным. Если ими пользоваться дома, они могут работать
почти целую вечность.
Сейчас вполне возможно заказать восстановление приводных моторов и тормозных
систем, а также повторную полировку головок, если они у вас не очень
стерты. Только учтите, запасные головки Ампекс старого выпуска сейчас
продаются очень редко и стоят дорого. Электроника записи-воспроизведения
вполне стандартная и доступна в магазинах, поэтому существует много
возможностей для улучшения звуковых качеств этих аппаратов например,
усовершенствование стандартных частей, применение более новых источников
питания и т.п., но все это я оставляю на ваше усмотрение.
Примерно в то же время, когда появились аппараты серии 351, на рынок была
выпущена и стерео Модель 354. В этом аппарате использовался ЛПМ типа 350 с
модулем электроники, объединявшим два блока электроники серии 351 вместе со
встроенным общим источником питания. Это было сделано для того, чтобы
сократить размер и облегчить консольное монтирование. Крохотные UV
измерители , плохо вентилируемая нагревающаяся электроника и печально
известный ненадежный переключатель записи-воспроизведения - вот те три
причины, по которым следует избегать этих аппаратов, и, что более важно,
звук триста пятьдесят четвертого не идет ни в какое сравнение со звуком
аппаратов серии 350 или 351.
В первых аппаратах серии 351 и 354 использовались фенольные печатные платы,
которые работали очень плохо. Удивительно, что Ампекс использовал такие
материалы, характерные вообще-то для низкокачественной потребительской
электроники. Попробуйте отыскать образчики, в которых использованы
текстолитовые платы (их стали ставить позднее), и вы сбережете себе массу
нервов и денег.
Со временем Ампекс выпустил немало версий действительно портативных
одномоторных аппаратов с семидюймовыми катушками, предназначенных для
высококачественной записи в полевых условиях. Это высоко ценимая серия-600 и
PR-10 (portable recorder переносной магнитофон). Хотя ламповые версии этих
аппаратов тоже способны воспроизводить превосходный звук, у них плохие ЛПМ
механизмы, а запчасти сейчас редки. Избегайте их, если вы не уверены, что
аппарат перед вами всегда поддерживался в хорошем состоянии и сейчас
нормально работает.
К середине шестидесятых годов Ампекс начал потихоньку замещать магнитофоны
на вакуумных лампах полупроводниковыми аппаратами, которых тогда в
записывающей индустрии было мало. AG-300 и AG-350 (Audio General) явились
транзисторными последователями ламповых аппаратов серии 350 и 351. Они имели
ЛПМ серии 300 или 350 и транзисторную электронику, и звучали ужасающе плохо
по сравнению со своими ламповыми предшественниками.
Их перестали выпускать в конце 1966г., и в 1967г. заменили улучшенной серией
AG-440, которая успешно выпускалась в течение всех восьмидесятых годов в
виде модификаций AG-440, AG-440B и AG-440C, до тех пор, пока Ампекс не был
вынужден, под давлением ценовой конкуренции, перейти к серии ATR,
изготовляемой за рубежом. Линия выпущенных в США магнитофонов завершилась
моделью AG-440. По моему мнению, AG-440 содержал наилучший ЛПМ, когда-либо
разработанный Ампексом . Эти машины, помимо замечательно прочного ЛПМ
серии-350, имели еще и автоматические tape lifters, и, по моему мнению,
самый замечательный дизайн из всех, разработанных инженерами Ампекса .
Вообще, магнитофоны серии-AG-440 звучат удивительно хорошо, принимая во
внимание их транзисторную электронику. Я прослушал двухдорожечный стерео
магнитофон AG-440B-2 и full-track моно AG-44-C, в сравнении с ламповыми:
консольным двухдорожечным стерео магнитофоном 300C-2 и портативным
двухдорожечным стерео 602-2. Я считаю, что у AG-440, благодаря их
транзисторной схемотехнике очень плотный звук, хотя, при критичном подходе
заметна некоторая транзисторная хриплость. Аппараты серии-440 до сих пор
встречаются очень часто, их легко наладить, к тому же, они были выпущены в
бесчисленных конфигурациях, так что, если хотите, можете приобрести себе
один из таких. Однако я думаю, что вы, как и я, больше любите старые
ламповые аппараты.
Много лет Ампекс выпускал аппараты, предназначенные в первую очередь для
потребительского рынка. В двух словах, их качество варьируется от приличного
до чудовищного, так что с ними лучше не связываться.
Какой же магнитофон считать лучшим из тех, что выпустил Ампекс ?
Большинство любителей сходятся на том, что это модель MR-70 (Mastering
Recorder), появившаяся в 1964г. в очень ограниченном количестве. Кажется, я
где-то читал, что всего было выпущено около семидесяти подобных аппаратов.
Дорогая ламповая схема, в которой имелся защитный экран из мю-металла,
металлопленочные резисторы, пленочные конденсаторы, малошумящие нувисторы на
входе блока воспроизведения и модифицированная версия ЛПМ серии-300 все это
обрекло MR-70 на поражение с самого начала. Он появился на рынке как раз в
тот момент, когда Scully представил свою транзисторную модель-280, а
большинство звукоинженеров тех лет мечтали как можно скорее избавиться от
шумного, капризного, дающего сильный микрофонный эффект лампового
оборудования, стоявшего в студиях. Hе забудьте, ребята зарабатывали себе на
кусок хлеба и, как любые другие профессионалы, хотели, чтобы их работа была
полегче и как можно свободнее от мелкой суеты.
К несчастью для нас, качество звука было и до сих пор остается не самым
главным вопросом для индустрии звукозаписи.

В международных кругах Ампекс имел безупречную репутацию в области
профессиональной звукозаписи до самой середины шестидесятых годов, и в
течение многих лет имя фирмы служило синонимом высококачественных
технологий.
Magnecord, Fairchild, Presto, Rangertone и другие производители
профессионального звукозаписывающего оборудования появлялись и исчезали, в
основном из-за того, что не могли превзойти качество и организацию
обслуживания клиентов, которые были сильными сторонами Ампекса . Только в
середине шестидесятых годов Ампекс почувствовал конкуренцию со стороны
Scully, когда эта фирма выпустила модель 280, первый профессиональный
студийный аудио магнитофон. С того момента Ампекс начал терять позиции на
рынке, уступая место Scully , Studer-Revox , Otari и другим компаниям.

Когда вы нашли Ампекс своей мечты, вам обязательно нужно обзавестись
родным техническим руководством к данной модели. Осторожно выставьте
натяжение ленты, установите головку по азимуту, почистите и размагнитьте все
детали на тракте, смажьте моторы и убедитесь, что электронный блок в
хорошем рабочем состоянии. Выберите марку и тип магнитной ленты. И ламповые,
и транзисторные аппараты просто оживают при скорости 15 дюймов в секунду.
Структура и дизайн головки, которую в рекламе начала пятидесятых годов
называли сердцем Ампекса , были оптимизированы к скорости в 15 дюймов в
секунду, на которой она дает высокую чувствительность, минимум искажений и
хорошую ширину полосы. Если вы хотите узнать, как звучит настоящее
стереофоническое воспроизведение, забудьте о всяких Audioquest и Mobile
Fidelity , а также прочих записях для аудиофилов. Записывайте сами.
Попросите или возьмите напрокат мастер-ленты и куски студийных записей у
своих друзей-аудиоинженеров. Я могу поделиться аналоговой мастер-копией
одного из радио-шоу Гаррисона Кейлора Prairie Home Companion для
воспроизведения на моей системе.
Мы собираем самодельные аудио системы. Может быть, пришло время начать
революцию в смысле самодельной аналоговой ламповой звукозаписи высокого
качества. Hаши друзья из Японии занимаются этим уже много лет, а уж
недостатка в любителях и профессиональных музыкантах, желающих записаться, у
вас никогда не будет.
Имея пару хороших и правильно установленных микрофонов, подключенных
непосредственно к балансным входам двухдорожечной стерео модели 351-2 и
ленту Ampex Grandmaster , на скорости 15 дюймов в секунду вы сможете
сделать записи, передающую такую невероятную глубину и пространственную
перспективу, чистоту, естественность, и столь низкий уровень искажений, что,
может быть, впервые вам доведется услышать на что способно
стереофоническое звуковоспроизведение. Записанные на студиях пленки и
виниловые диски имеют столько промежуточных копий между мастер-лентой и
вами, плюс операции обработки звука, компрессия и многое другое, что та
информация, которая столь важна для живого музыкального исполнения, просто
пропадает, и мы никогда ее не слышим.

Когда ваш Ампекс играет через пару однотактных усилителей на триодах
прямого накала без обратной связи и приличные рупорные колонки, вам
откроется новый смысл затертого выражения "high fidelity". И это при помощи
аналогового записывающего оборудования, которое было доведено до
совершенства до начала космической эры!

Брюс Берман (Bruce Berman)
Sound Practices #14

Перевод и редакция: Владимир Сидоров и Наталья Губина

 

 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10