Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Усилитель мощности Klangfilm KL V 408 a

 Фирма Klangfilm, которая давно уж почила в бозе, после WWII была куплена Siemens  и являлась ее подразделением, выпускавшая кинотеатральную технику под марками Klangfilm и Siemens. Немного подробнее о фирме Klangfilm и ее продукции вы можете прочитать в этой статье.

До последнего времени в России, да и во всем мире усилители и акустика этой фирмы были практически неизвестны. Только в узких кругах увлекающихся Classic Audio людей, да специалистов в кинотеатральной технике, эта аппаратура была знаменита. Не смотря на свою неизвестность, она была достаточно недешева, особенно акустика. Усилители стоили более демократично - до 1500DM можно было купить пару «подобранных» моноблоков любой модели в идеальном состоянии.

После публикации в 1999 в Sound Practices фирма Klangfilm стала известна обычным аудиофилам, и затем известность разрасталась как снежный ком. Немалую известность Klangfilm принесла фирма Lamm, выставив для демонстрации своих усилителей на CES 2003 акустику Klangfilm Bionor. Естественно, г-н Ламм (ранее Шушурин) преследовал свои личные интересы и никак не был заинтересован в рекламе Klangfilm. В любой системе, даже выставочной, самое главное  акустика, и в зависимости от того насколько удачно зазвучит акустика, такое впечатление будет и от остальных компонентов. Остановив свой выбор на Klangfilm, Ламм добился огромного успеха, и его усилители вместе с акустикой Klangfilm получили хвалебные рецензии во всех ведущих аудио-журналах. Французский аудиофил Franck Joncheray, недавно открыл сайт посвященный фирме Klangfilm / Siemens, после того как проникся АС Klangfilm Eurodyn. На этом сайте вы сможете большое количество схем, каталогов и публикаций, посвященных Klangfilm и, в том числе подборку рецензий на АС Klangfilm Bionor после CES 2003.

 Klangfilm KL V 408 в работе, с переделанным входом

Вполне естественно, что после этого цены на аппаратуру Klangfilm / Siemens сильно выросли. Но пока усилители Клангфильм не так известны, как McIntosh, Marantz, Altec Lancing и т.п., цены существенно  дешевле соответствующим по качеству звучания аналогам. Хотя, не смотря на удивительное звучание, цены на Klangfilm не будут дороже и даже такими же, как на другие известные марки по двум причинам:

1.   Самые известные марки получили свою известность не только за свое исключительное качество, но и из-за того, что работали на бытовой рынок и получили большое распространение и известность еще в свою бытность.

2.    Усилители Klangfilm / Siemens нельзя использовать без некоторых переделок, а именно без обхода каскада усиления высокочувствительного входа. Как это сделать описано в вышеупомянутой статье в Sound Practices. Не смотря на несложность этого действия, не все люди умеют держать паяльник в руках, а тем более, далеко не все отличат резистор от конденсатора :-). А на Западе, любой, даже несложный ремонт или переделка, стоит достаточно больших денег (по сравнению с Россией).

В России Клангфильм практически неизвестен, т.к. по каким то причинам не закупался в те времена в советские кинотеатры и киностудии. Только в последнее время они получили хоть небольшую известность в России и то, в основном благодаря интернету. Хотя немного знания принесли в массы А. Бардышев, выставив свой усилитель Siemens на короткое время в Гиросе, и Михаил «Шведский», который купил себе Klangfilm Bionor и регулярно приглашает к себе в гости российских аудиофилов. Постараюсь и я хоть частично покрыть это белое пятно в рунете.

 Klangfilm поставлял законченные целиковые решения по оборудованию кинотеатров. В зависимости от размера кинотеатра менялась комплектация. Для маленьких кинотеатров применялся комплект АС Eurodyn, для больших Euronor. Также использовались и разные усилители. Klangfilm 408 использовался для малых кинотеатров (до 600 мест).

Для удобства обслуживания и монтажа вся электроника поставлялась в больших металлических шкафах-стойках Eurodyn K, G, GS (стерео), ML, MS(стерео); с оригинальной системой крепления, позволяющей иметь быстрый доступ как к управляющим элементам, так и к монтажным винтовым колодкам и внутренностям аппаратов.

 Для монтажа в таких шкафах все аппараты делались в похожих корпусах, отличающихся только размерами, из листов гальванизированной стали сваренных контактной сваркой. За счет сварки корпуса получались очень прочными и надежными, и, при этом, относительно легкими.

Из-за этого внешний вид усилителей Klangfilm и Siemens (сделанных на заводе Klangfilm) весьма на любителя. Точнее на любителя технократического дизайна :-).

Отдельного слова заслуживает качество сборки и качество деталей. Практически все детали на западногерманском Klangfilm - производства Siemens. Не смотря на почти полувековую жизнь, номиналы находятся в пределах 5%, а практически все элетролиты живые!!! Мои усилители KL V 408 производства 56-57 г.г. отлично работают, без какого либо фона и пр. шумов, только на одном моноблоке пришлось заменить в питании высохший спаренный элетролит 32mF + 32mF 450/550V.

Klangfilm KL V 408 вид изнутри, с переделанным входом

Сборка произведена навесным монтажем с отличной разводкой. Медные провода, не смотря на время и высокие температуры, сохранили свою пластичность. Провода, где необходимо, собраны в жгуты и плотно перевязаны по всей длине. Пайка проводилась тугоплавким припоем, поэтому, чтобы поменять какую то деталь, нужен очень мощный паяльник и куча времени.

Сама схема достаточно аскетична, с малым количеством деталей, если отбросить первый каскад усиления и тонкоррекцию.

Все усилители Klangfilm предназначались для усиления звука с кинопроекторов или микрофонов, и из-за этого имеют высокочувствительные входы 10-20 mV. В бытовом использовании такая высокая чувствительность не нужна. Выход с такой малой величиной напряжения в обычных стереосистемах есть только у ММ картриджей, и то, для них все равно нужна цепь RIAA коррекции. Поэтому без переделки использование этих усилителей невозможно. В принципе, переделка несложная и у опытного радиолюбителя займет не более 10 мин. Необходимо обойти первый каскад усиления и подать вход на сетку второй лампы. Самое сложное в этой операции - согласовать вход с выходом источника и понять, что для этих усилителей обязательно нужна качественная земля :-).

Г-н H. Jakobi  также советует переключить усилитель в триодный режим. Но я пока не пробовал.

 Все входные-выходные подключения выполняются на двух винтовых колодках с противоположных сторон усилителя. Сетевой шнур подключается там же.  По напряжению усилитель абсолютно демократичен и имеет на сетевом трансформаторе обмотки для 110, 125, 220 и 250 V. Только перед первым включением не забудьте проверить на какую обмотку включен усилитель - это сделать легко: с нижней стороны усилителя рядом с трансформатором прикреплена планка с винтовыми разъемами, провод должен быть прикручен к винту, над которым написано необходимое напряжение. Также выверните предохранитель, который находится сверху, рядом с выключателем и лампочкой "включено", и проверьте, на какое напряжение он рассчитан.

 Общее качество исполнения мне очень импонирует - все сделано очень аккуратно и видно, что делали "на века". Должен сказать, что сборка произведена на высочайшем уровне, и, как мне показалось, даже лучше чем у McIntosh (правда, я пока не разбирал McIntosh для профи рынка).

 По непосредственной работе особых замечаний нет, кроме того, что моноблоки очень греются при работе, все-таки чистый класс А, и вполне могут использоваться как электронагреватели :-).

 Перед тем как перейти непосредственно к звуку, хочу сделать небольшую ремарку. Бытует мнение, что техника 50-х имеет очень маленькое соотношение сигнал/шум, т.е. если очень упростить, при работе весьма громко шипит, или фонит. Я даже догадываюсь откуда идет такое мнение - от ассоциации с записями на 78 оборотов. Это не так!!! Если вы включили усилитель и услышали шипение, шуршание или фон, то ищите неисправность, или меняйте лампы.

 Как известно - все познается в сравнении. В этот раз я сравнивал моноблоки Klangfilm KL V408 с лучшим имеющимся у меня усилителем - McIntosh MC275 CE, на высокочувствительных колонках ALTEC Lancing "Voice of the Theatre".

 Klangfilm звучит очень воздушно, с высокой детализацией и очень рельефной глубокой сценой. Звук этого усилителя очень прозрачный, даже можно сказать "хрустальный", поэтично утонченный на лирических композициях, но на симфонических тутти внезапно громыхает медью и ударными будто началась буря. При этом он (звук) холодноватый и, временами, резковатый. Если бы не яркая, очень легкая и насыщенная эмоциями середина, то я принял бы этот усилитель за нечто новодельное, с ценником тысяч на 15-20. Несмотря на высочайшее разрешение, и, иногда, чрезмерную детальность, звук не распадается на части, а воспринимается как нечто цельное с очень тщательно проработанной фактурой.

McIntosh звучит более приземленно, с густым, насыщенным басом. Сцена менее рельефная и голографичная, но зато более масштабная. А звук, вопреки явно меньшему разрешению по высоким, более полнокровный и слитный.

Несмотря на кардинально различающийся звук (возможно в большей степени из-за различия в применяемых выходных лампах), уровень усилителей приблизительно одинаковый, т.е. одинаково высокий. Далее идет в ход "вкусовщина". Любителям высокого разрешения и воздушности больше приглянется Klangfilm, а любителям полнокровного масштабного звука как нельзя лучше подойдет McIntosh. Мне в итоге больше понравился Klangfilm, за необычайно живую середину и некую утонченность.

Если бы не некая холодность в звуке и недостаточно глубокий бас, то Klangfilm 408 претендовал бы на идеал моего усилителя. Теперь жду не дождусь когда придет старший брат этого усилителя - Klangfilm KL V 502. Может у него нет этих недостатков

 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10