Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Усилитель мощности McIntosh MC240

McIntosh - как много в этом слове...

Н-да, что-то начал я с банальностей. Хотя и на самом деле McIntosh на американском рынке - знаковая фирма, а для любителей старины это вообще предмет культа.

McIntosh стоил безумные деньги в те времена, и я вынужден констатировать факт, что он и сейчас стоит безумных денег (по сравнению с другим винтажом, конечно для высокого конца это все еще копейки). Почему он в те времена стоил таких денег объяснить достаточно просто: до конца 80-х фирма мало того находилась в первых рядах технического прогресса, и обладала одним из крупнейших КБ на рынке Hi-Fi, так это еще была единственная крупная фирма, где контроль качества был просто параноидальным. Велась проверка не только всех (абсолютно всех) готовых изделий, так был и 100% контроль всех входящих комплектующих и всеобъемлющий контроль технологии. К примеру, в 1963 году каждый предварительный усилитель С22 проходил 47 тестов!!! Причем проверялись все комплектующие детали (а их более 700). Для сравнения, сейчас контроль 10% готовых изделий считается очень хорошим показателем.

К тому же изделия проверялись не только на работоспособность, но и на соответствие заявляемым параметрам, т.е. если THD усилителя было заявлено как 0.05%, то любой из усилителей при любой мощности (конечно из заявленных) по всей звуковой полосе (20-20000 Гц) не выдавал искажения больше, чем 0.05%.

На каждые 10 сотрудников McIntosh, приходился 1 анализатор THD, а для 70-х это был небывалый показатель. McIntosh был единственной компанией, которая отвечала за свои слова (в контексте заявляемых параметров) и в течении 3-х лет брала на себя все издержки по обслуживанию своих изделий (если не дай Бог сломаются, или поплывет какой либо из параметров). А для того, чтобы конечный потребитель мог их легко проверить, McIntosh в каждой своей линейке предлагал, т.к. называемый PERFOMANCE INDICATOR - компактный, легкий в эксплуатации прибор, включающий в себя помимо осциллографа, еще несколько приборов таких, как: анализатор THD, АЧХ, калибратор FM и т.д.

Конструкторское бюро McIntosh включало в себя множество известных специалистов и на его счету большое количество открытий защищенных патентами. При этом во главе стояли не параметры любой ценой, а ЗВУК. Создавался сознательный неповторимый звуковой почерк изделий, или как называл их McIntosh - инструментов. Большое внимание уделялось сессиям прослушивания.

Благодаря всему этому, McIntosh в течении 20 лет был «лабораторным стандартом» в ламповой технике. Да и в транзисторной достаточно долго занимал ведущие позиции.

До недавнего времени у меня был только транзисторный Макинтош МС2125, который я сравнивал с достаточно большим количеством современных и винтажных усилителей, и всегда он был для меня более предпочтительный. Сравнивал я его в том числе и с разными ламповыми усилителями как  PP, так и SE, как с импортными, так и с отечественными. Некоторые SE выигрывали у моего McIntosh в воздушности, легкости подачи звука, какие-то играли ярче, но всегда проигрывали в качестве и глубине баса, а самое страшное - в ритмичности, а для энергичной музыки - ритм это основа. Если усилитель не держит ритма, то музыка рассыпается на отдельные звуки и слушать ее становится неинтересно.

Но мне всегда было интересно: почему ламповые усилители McIntosh стоят в полтора-два раза дороже транзисторных, причем не у нас, а в штатах, где они продаются ежедневно десятками. И вот выпал случай - мне довелось купить McIntosh MC240 по «сладкой» цене.

McIntosh MC240 считается легендарной моделью, и самым популярным ламповым Макинтошем. Производился почти 10 лет с 1960 по 1969 и при достаточно высокой выходной мощности (мог справиться с практически любыми колонками представленными в тот момент на рынке) относительно недорого стоил – 288$ (чуть меньше среднестатистической американской зарплаты в те годы), но, по крайней мере, в полтора раза дешевле МС275.

На данный момент усилитель так и остался самым популярным (из ламповых), т.к. 240 было выпущено самое большое количество. А благодаря высокому качеству изготовления, все усилители, хранившиеся или эксплуатировавшиеся в нормальных условиях, дожили до наших дней.

Дизайн и качество исполнения просто сногсшибающее! Хромированное блестящее шасси; массивные, покрытые черной эмалью трансформаторы; четкие и легкочитаемые надписи на хроме; удобные и стильные ручки; фирменная выходная колодка и, конечно, мерцающие в темноте лампы! А вручную фрезерованная боковая накладка с логотипом и наименованием модели у меня вызывает ассоциации только с элитными швейцарскими часами! Короче, классический макинтошевский дизайн, который может вызывать только восторг. Я считаю, что каждый ценитель красоты просто обязан иметь дома такой образчик инженерного искусства.

Ладно, перейдем от эмоций к фактам.

Усилитель очень тяжелый, поставляется вместе со съемной металлической сеткой, защищающей лампы (точнее человека от горячих ламп). На верхней панели находятся панельки под лампы с маркировкой.

На передней панели слева на право:

-         предохранитель;

-         фирменный разъем для предыдущих предусилителей (с выделенным питанием на 70В);

-         ниже: сетевой шнур, сетевой разъем,  переключатель входного напряжения 117В – 125В;

-         поканальная колодка фирменных винтовых зажимов для АС с различным импедансом (4, 8 и 16 Ом);

-         селектор входов;

-         ручка регулировки баланса stereo входа;

-         2 ручки поканальной регулировки громкости twin входа;

-         ручка регулировки громкости mono входа;

-         ниже: RCA разъемы stereo input, twin input and mono input.

 

Т.е. все органы управления усилителем сгруппированы на передней панели, что очень удобно.

 

Power Amplifier Specifications:

Power Output (with both channels operating)

40 watts per channel

Harmonic Distortion

Less than 0.5% at rated output

or less, 20 to 20,000 cycles.

Typical performance is 0.3% or less

20 cycles and 20,000 cycles at full power.

Frequency Range

At rated output: +0 -0.5 db 18 cycles

through 60,000 cycles.

Input

Input impedance: 250,000 ohms.

Input sensitivity: 0.5 volts to 30 volts.

Noise and Hum

90 db or more below rated output.

Output Impedance: 4, 8, 16 ohms.

Mono: 2, 4, 8,16, 32 ohms

Dimensions: 17 1/2" long 10 3/4" wide 8" high.

49 Ibs. net. 59 Ibs. in shipping carton.

 

Это данные из каталога за 1965 год.

 

Все основные характеристики, прописаны также на задней стенке усилителя. Кроме вышеупомянутых, там присутствуют нижеследующие:

 

Frequency Responce

16 to 40000 cycles +0 –0.1 dB at rated power

10 to 100000 cycles +0 –0.1 dB at half of rated power

Phase shift

+- 60  20 to 20000 cycles

 

На последней строчке хочется остановиться поподробнее. Для людей не по-наслышке знакомых с усилителестроением это может сказать очень многое, особенно если взглянуть на схему. Все инженеры знают, что самым главным недостатком ООС является очень большой разброс фазы, который негативно влияет на звук. Поэтому многие производители HiEnd стараются как можно меньше ее применять (особенно при построении ламповых усилителей). Так вот, инженерам McIntosh удалось удержать разброс фазы в пределах 6 градусов используя при этом глубочайшую ООС. Как это им удалось - использовать все плюсы ООС, при этом избавиться от минусов, для меня остается загадкой. Возможно все дело в фирменных запатентованных выходных трансформаторах (кстати, выходные трансформаторы немного отличаются по маркировке последняя буква на одном А, а на другом В), возможно все дело в схеме (слишком уж она мудреная).

Используемые лампы: на выходе 4 шт. 6L6 / 7027А; 3 шт. 12AX7, 2 шт. 12AU7, 2 шт. 12BH7. В питании диодный мост.

Теперь поговорим о звуке усилителя.

Но в начале хочу остановится на двух немаловажных обстоятельствах. Во-первых, усилитель очень чувствителен к качеству питания и к фазе. Советую подобрать к нему качественный трансформатор 220В на 120В (к сожалению, ламповые Макинтоши без перемотки трансформаторов не переключаются на 220В). Хоть и не сильно, но разница между двумя трансформаторами слышна, поэтому не стоит ей пренебрегать. Во-вторых, отчетливо слышна разница между двумя входами: stereo и twin. То ли за счет пары лишних резисторов в проходе, то ли за счет менее качественного потенциометра, но звук через stereo вход хуже.

Когда я подключил усилитель, я ожидал услышать вальяжный «ламповый» звук. Но я оказался сильно поражен – на вальяжность есть только отдаленные намеки, а «лампового» окраса нет вовсе! Звук оказался очень ритмичный и живой! А это значит, что я продолжил слушать и сравнивать.

При беглом сравнении, я не понял, ну почему же он почти в 2 раза дороже моего МС2125? Даже наоборот - звук стал менее красив!!! Т.е. воздуха поубавилось, сцена уменьшилась, а бас стал менее глубокий (хотя возможно, что дело в колонках – JBL L65, хоть и легкая нагрузка, но были созданы для транзисторных усилителей)! Даже показалось что детальность уменьшилась. Да и вылезли на поверхность какие-то недостатки в записи, на которые я раньше не обращал внимания!

Но т.к. я имею уже небольшой опыт общения с винтажом, то я решил «пожить» с ним, а затем уже более углубленно сравнить. На всякий случай я отдал его на профилактику, где оказалось, что у одного резистора поплыл номинал, и пришлось потратиться на аудиофильский рикен ом. В остальном все параметры были в пределах 3-5%, что для лампадников очень хорошо (тем более для 40 летних старичков).

За первую же неделю «совместного проживания» я понял характер усилителя, а за последующий месяц только укрепился в своем понимании.

Конечно фирменная черта Макинтошей – утонченная деликатность, у него присутствует в полном объеме! Отмечу, что у McIntosh черта - именно деликатность, а не детальность. Детальность некоторых современных усилителей дробит музыку на отдельные звуки, т.к. ты начинаешь обращать внимание на незначительные детали, которые тебя сильно отвлекают от музыки. На McIntosh слышны все-те же детали, что и на этих «супердетальных» усилителях, но детали остаются на втором плане, совершенно не отвлекая от музыки. А если ты хочешь услышать любые микроскопические обертона, то нужно только вслушаться. Это очень похоже на реальное звучание. Например, вы сидите в клубе и слушаете выступление какого-нибудь джазмена, а за соседним столиком кто-нибудь тихо разговаривает, так вот, пока вы слушаете музыку вы не слышите разговора – у вас есть только ощущение, что где-то кто-то разговаривает, и не более того; но если вы захотите, то вы можете вслушаться в разговор, и даже понять о чем он идет!

Второе, на что обратил я внимание – это удивительная честность усилителя. Раньше я считал, что МС2125 не окрашивает звук, т.е. слышен почерк усилителя (мягкость и деликатность), но нет окраса. А при сравнении со многим усилителями (как винтажными, так и современными), МС2125 можно было бы назвать образцом честности. А в сравнении с МС240 оказалось, что мой 2125 достаточно сильно смягчает звук!

Оказалось, что у меня не так уж и мало откровенно плохих записей (конечно плохие записи всегда есть, но что их так много!). На этом усилителе значительно лучше слышна разница между записями.

Третье, за что я окончательно влюбился в этот усилитель – динамический диапазон! Мало того, что я не услышал компрессии присущей пушпульникам, так даже наоборот, он кажется больший чем на транзисторном McIntosh MC2125! Я впервые начал вздрагивать от резких ударов в бочку на небольшой громкости! Да и не я один. Когда я впервые услышал композицию “Death” Горана Бреговича с саундтрека к фильму “Arizona Dream”, то при ударе бочки я буквально подпрыгнул на диване!

Да и сцена не уменьшилась (может только масштаб стал меньше за счет менее глубокого баса), она просто приблизилась. Если МС 2125 немного удаляет от тебя сцену, и при этом ее глубина кажется бесконечной, то МС240, наоборот проецирует сцену перед тобой.

У МС240 очень высокая артикуляция, ощутимо выше чем у МС2125. И, как бы я не верил во всякие сверхъестественности, но МС240 более эмоционален!

Но бас, да, стал менее глубокий, но скорее всего все дело в колонках. Если подобрать соответствующие Altec Lancing или старенький рупорный JBL, то скорее всего с басом ситуация исправится. Кстати, МС240 требует достаточно легких по нагрузке колонок! Я как-то послушал МС240 на тугих современных проапгрейженных Castle, и удивился, что, не смотря на отсутствие бубнения, детальность пропала целиком, и была даже меньше чем у Ротеля! Она появлялась только на нереальном уровне громкости!

Но воздушности и разрешения на крайних высоких, все же у МС240 меньше чем у МС2125! Хотя возможно это особенность работы 077 пищалок JBL. На рупоре этой разницы все равно не будет слышно.

Резюме: не смотря на небольшие недостатки – это на самом деле выдающийся усилитель, который вполне стоит своих огромных денег.

 

Jeen

10.02.03

 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10