Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Тонарм Shure M16 Studio Dynetic Reproducer

За этим тонармом мне пришлось поохотиться. Довольно редко он продается отдельно, а если и продается, то с дорогими проигрывателями типа Thorens 124 и Garrard 301. Вообще довольно редкий тонарм, особенно в 16 дюймовом исполнении.
Охотиться за Shure M 16 я стал не зря. Читая старые журналы, просматривая рекламу тех лет, я обратил внимание на этот тонарм серии Studio Dynetics. Дело в том, что этот тонарм был одним из самых дорогих тонармов тех лет.
Для сравнения приведу розничные цены 1957 года в США на тонармы, головки и проигрыватели.

Garrard 301 - $89
Fairchild 280A arm - $33.95 cartridge 225A - $37.50
ESL professional (Ortofon RMG) arm - $57
Audax 16" arm kit - $17.55
Gray 212 - $34
Rek-o-kut 16" arm - $29.95
Shure - $79.50

Рекламный буклет

И это первый тонарм с головкой с прижимом в 1 г. Во времена, когда прижим 3-5 г считался небольшим!
Конечно, эта цифра на меня оказывет больше обратное влияние, т.к. звучание легких голов мне не нравится. Я люблю Ortofon SPU, EMT TSD15 и т.п. Но решил все-таки купить Shure M-16, чтобы посмотреть, чем же он был так хорош, что за него просили такие деньги, да и вообще почему после этого прижился столь легкий прижим.
Удалось мне его поймать в состоянии нового, да еще с инструкцией, шаблоном и коробкой. Так что трудностей с установкой у меня не было.
Build quality Shure M16 потрясающее: литой алюминевый П-образный профиль, сужающийся к головке, маленькие ребра жесткости, стальные оси, опорные подшипники на рубинах! Рубин поворотного подшипника в диаметре чуть ли не сантиметр! Противовес тонарма несъемный расположен на стальной пластине залитой демпфером. Рука тонарма имеет только одну свободу перемещения и движется только в горизонтальной плоскости. В вертикальной плоскости движется только головка, установленная на короткое коромысло с рубиновыми пошипниками. Прижим устанавливается пружиной, которая прикреплена к противоположному концу коромысла. Если посмотрите на головку, то увидите, что нет никаких приспособлений для того, чтобы поднять, либо опустить ее. Это осуществляется с помощью белой кнопки, расположенной на тонарме, которая надавливает на противоположный конец коромысла. С виду все очень удобно, но на практике - крайне неудобная задумка. Из-за экстралегкого хода тонарма, подвести и опустить головку - нет никаких проблем, а для того чтобы поднять головку, не сдвинув ее вбок, нужна очень натренированная рука, точнее палец снайпера, который не дрогнет в ответственный момент. Конечно, из-за легкости головки следов на пластинке практически не остается, но все-равно крайне неприятно.
Для тех, кто хочет повнимательнее ознакомиться со строением тонарма, предлагаю взглянуть на схематические чертежи чуть более поздней стерео версии тонарма, а также на инструкцию по эксплуатации. Внешне отличий от моей ранней моно-версии не видно, но возможно, что они есть. К примеру, в еще более поздних версиях отказались от опорного рубинового подшипника горизонтальной плоскости, а сделали шарикоподшипник, вместо рубина вставив обычную стекляшку.
Лично на меня, тонарм производит впечатление вечного устройства - достаточно раз в 10-20 лет разбирать, чистить и смазывать, и тонарм прослужит столетия. Работает Shure M16 идеально - экстремально-легкий ход и, как обещают разработчики, все резонансы сведены на нет.
Думаю, что выпуском Shure M16, Shure надеялась создать некий студийный стандарт и привязать широковещательные студии к себе, это видно по качеству изготовления, длине и, особенно, по способу подключения. К примеру, рубины в подшипниках применяло всего несколько фирм, кроме Shure из американских, насколько мне известно, не использовал никто. В 70-х японцы использовали в своих топовых имиджевых изделиях, к музыке отношения не имеющих, т.к. создавались с целью получения определенных параметров, а не звука. Думаю, что Shure M16 продавался в убыток с целью захватить этот сегмент. На тот момент в Европе студийным стандартом де-факто являлся Ortofon, в США тот же Ortofon, но под маркой ESL Professional, а также более дешевые Gray, Gates, Pickering, Fairchild и Empire (RCA и WE к тому времени со сцены уже ушли). Не стоит путать ESL и ESL Professional: ESL Professional - чистый топовый Ortofon, а ESL - упрощенный Ortofon, либо собственные разработки ESL изготовленные на заводах Ortofon. Например, тонармы ESL Gyro 1000 были разработаны Herb Horowitz, автором известного Empire 98. Естественно, Shure не удалось захватить этот сегмент и не только из-за цены (ненамного дороже с головкой продавался ТОЛЬКО ESL Professional), но, в первую очередь, из-за отсутствия универсальности: тонарм работает только с двумя головками Shure M1 и Shure M2. Единственная фирма которой более-менее удалось добиться привязки в этом сегменте - только ЕМТ. И то частично - с тонармом поставлялся пустой шелл в который можно было поставить любую головку подходящую по размеру (шелл был коротким).
В начале 60-х Shure еще раз попробовал войти в этот сектор с другим тонармом, подешевле и с универсальным шеллом, созданный в пару более поздним головкам, таким как M3D, M5D и M7D, но также безуспешно, т.к. ничем незаурядным тонарм не обладал. Поэтому к концу 60-х Shure решил уйти из сегмента тонармостроения и начал продвигать тонармы SME с маркой Shure-SME.

Отдельно я хочу остановиться на дизайне Shure M16. Собственно из-за дизайна, я влюбился в него и решил написать эту статью. Обычно, дизайну я уделяю минимум внимания. Но мимо этого шедевра индустриального дизайна пройти нельзя. Отличительная черта дизайна - простота и правильность линий сочетающиеся с лаконичность и законченностью. Конечно, есть еще много красивых тонармов, в том числе есть особенная красота и в современных тонармах, но это красота измерительных приборов. Много красивых тонармов и среди винтажных, в том числе тонармов той же эпохи - брутальные Gray, профи Pickering и Gates (а так же японские клоны Grace, Neat и т.п.), стильные Fairchild 280A и 281A, изящные короткие Audax и Pickering. Но ни у одного из них нет этой законченности, лаконичности, утонченности и стильности одновременно.
О звуке комбинации тонарма и головки судить довольно тяжело, учитывая возраст и редкость головки. Не известно, какой голос у нее должен быть, т.к. второй экземпляр отыскать крайне тяжело. Отдельно от тонарма я таких головок в продаже ни разу не встречал. Возможно, что уже высох демфер, появились микродеформации и т.п. Выявить это не разобрав, можно только если сравнивать с некой эталонной головкой (которой как раз нет). Разобрать головку, не повредив, тоже не возможно, т.к. она залита в неком компаунде. К тому же, неизвестно, сколько головке нужно разыгрываться, все-таки столько лет бездействия. Еще на звук будет влиять способ подключения. Тонарм был спроектирован в первую очередь как студийный, поэтому выход у него низкоомный, специально для снижения влияния длины проводов на звук. Для подключения с обычными проводами в обычный фонокорректор, его нужно шунтировать резистором 10Ком.
Поэтому на то, что я напишу нужно сделать скидку - кому-то повезет больше (либо меньше).
Итак, звук довольно породистый, детальный с четким собранным басом, при этом абсолютно нет дробления на звуки. Немного прослеживается грубоватый окрас Shure, но в отличии от поздних головок, он не так выражен.
К сожалению, звук не такой экстраординарный в отличии от дизайна. Безусловно, он очень хорош и намного выше среднего, но после первого знакомства с конструктивом, качеством изготовления и рекламой ожидаешь чего-то большего.
Возможно, так показалось из-за того, что я сравнивал с очень дорогой и легендарной связкой Ortofon SPU A + Ortofon SKG-212 + очень редкие MC-трансформаторы Klangfilm. Shure M16 вместе с головкой стоит в пару раз дешевле чем только одна головка Ortofon SPU. При прямом сравнении очевидно, что SPU имеет более деликатный звук с большим количеством оттенков. Хотя и не принципиально. Также заметен небольшой завал по самым высоким частотам.
Также должен обратить внимание, что стерео пластинки воспроизводятся с искажениями, так что он не универсальный, а только для моно.
Итак, коллекционеры тонармов, головок и винтажной аппаратуры просто обязаны иметь его - это абсолютный must have! Shure M16 редкий и безусловно экстраординарный тонарм, не только из-за превосходного качества изготовления и интересные инженерные решения, но и из-за дизайна. Кстати о дизайне, будущий президент любит винил, а значит скоро пойдет повальная мода на винил среди чиновников, а стерео версия этого тонарма отлично впишется в дизайнерские инсталляции.
Если тонарм нужен только ради звука, без оглядки на дизайн, качество изготовления и цену, то это не самый лучший вариант, т.к. есть связки получше, но и подороже. К примеру, связка Neumann + EMT Ortofon RMG-309 + МС трансформатор Joergen Show звучит отменно и намного лучше Shure M16, но и стоит как небольшой автомобиль.
Думаю этот тонарм оптимален для тех у кого много моно-пластинок на 33 оборота, но при этом количество стерео пластинок превалирует. Идеально впишется как второй тонарм. Покупать в таком случае SME 3012, как второй тонарм, мягко говоря неразумно из-за его стоимости, а покупать SME 3009 не стоит из-за того, что это яркий пример того, что размер имеет значение! И не только для женщин ;-).
О цене. Пока этот тонарм довольно недорогой: Shure M16 в комплекте с головкой за последние полгода я не видел, но Shure M12 (младший брат Shure M16, короче на 4 дюйма и позиционируемый как бытовой) продаваемый под видом Shure M16 ушел в Штатах на ибее за 250$. Конечно, после этой публикации цена на него немного поднимется, не принципиально - как поднялась на Neat, после того как Franz написал короткий иллюстрированный отчет. Но не так сильно, как поднялась цена на Gray и Velvet Touch после того как Joseph Esmilla написал о них на своем англоязычном сайте. Будем надеяться, что информации о Shure M-16 на англоязычных и азиатских сайтах не появится и цена останется демократичной - пока это один из самых дешевых 16" (12" по терминологии SME) тонармов с прижимом меньше 20г.

Jeen
04.01-11.01.08
 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10