Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

ОБЗОР ТОНАРМОВ, ГОЛОВОК И ВХОДНЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ


1. Условия прослушивания.

Жилая комната 3 на 6 на 2,5 метра. Акустика – рупорная АС из фанеры с наборным профилем рупора Алтек 815 и закрытым корпусом, до 1200 Гц Goodmans Audiom-60 12” (старый вариант без гофров), выше – JBL-175 с рупором 1217-1290 («дудка» с решеткой - акустической линзой впереди).
Усилитель полный ламповый, моно, выполнен на базе и с деталями американского армейского и немецкого студийного усилителей, с трансформаторными связями, двухканальный. Низкочастотник «ведет» лампа 50 через трансформатор Peerless S-28А, а драйвер JBL-175 «ведет» лампа VT-52 через трансформатор неизвестного производителя (предположительно по номеру Elo 6043/102 –это Клангфилм). Остальные лампы - 6SL(6Н9), 6SN(6Н8), EF-12, 6 и 5-вольтовые отечественные и американские кенотроны. Входные и межкаскадные трансформаторы UTC серии А. Регулятор громкости Daven (схема “Pot” 500 Ком) после второго каскада. Между выходными трансформаторами и катушками динамиков НЕТ кроссоверов (емкостей и индуктивностей). Провода к акустике длиной 1-1,5 м «с помойки». Провода от головок до усилителя – либо родные от тонармов (из-за близкого расположения этого хватает), либо от катушек трофейного немецкого приемника, либо Kimber PBJ (от тонарма Dual и ProJect). Усиление усилителя позволяет прослушивать низкоуровневые МС головки без входных трансформаторов.
Система характеризуется высокой способностью передавать музыкальные эмоции, живой и захватывающей подачей музыки, способна передавать «пространство» и телесность инструментов. Автор раньше думал, что моно – это плоско, а стере – это объемно. Это – не так, рояль дальше, чем солист со скрипкой, а бэк-вокал, как и положено, звучит за спиной у Элвиса, как и инструменты.
Столы – Garrard 401, как есть с завода. Thorens TD- 125, сначала восстановленный «с помойки», затем модернизированный. Столы установлены на самодельных постаментах (отдельный разговор). DUAL 1219, автоматика не налаживалась и не настраивалась. ProJect 6, как есть с завода.
Условия сравнения. Специальное попарное сравнение проводилось редко у «близко лежащих» вариантов и только на столе Thorens TD- 125 из-за его удобства в смене тонармов. Много впечатлений от прослушивания в разные дни, месяцы и годы. Антискейтинги, микролифты, автостопы и др. не используются.
Методика сравнения. По количеству музыкальных наслаждений, эмоций, «мурашек на спине».

2. Объекты сравнения.

Тонармы.

Gray 108В – J-образный 12” по европейской терминологии, 16” по терминологии США. Конструкция подшипников – опора на острие (одноопорный или unipivot), имеет вязкое демпфирование, выпускался в 50-х годах в двух вариантах: 108В – U-образный профиль штампованный с пластиковой декоративной верхней панелью и 108С – более распространенная литая модель с П-образным профилем . Есть съемный шелл в виде пластины. Прижим гравитационный. В прослушиваемом варианте родные провода заменены на провода от катушек приемников. Производился в США.

Shield RP-155 – J-образный 9" по европейской терминологии, 12" по терминологии США, конструкция подшипников - опора на острие (одноопорный или unipivot), имеет П-образный штампованный профиль и вязкостное демфирование, выпускался в 50-х годах как копия тонарма Gray 108С. Имеет возможность поперечного балансирования, что очень важно для одноопорных тонармов. Для этой цели в противовесе есть две полости, заполнены дробью с консистентной смазкой. Есть съемный шелл в виде пластины. Прижим гравитационный. Производился в Японии.

Dual 1219 – штатный тонарм проигрывателя-чейнжера - прямой 9 дюймовый по европейской терминологии, рука выполнена из трубки, противовес упруго связан с "рукой", оба подшипника выполнены на остриях (шипы, иголки, или gimbal по англо-язычной терминологии), съемная пластмассовая вставка под шеллом. Использовались родные провода тонарма. Прижим пружинный. Производился в Германии.

Grace 707 – прямой 9 дюймовый по европейской терминологии, рука выполнена из трубки, противовес упруго связан с "рукой", оба подшипника выполнены на остриях (шипы, иголки, или gimbal), несъемный шелл. Использовались родные провода тонарма и от тонарма к усилителю. Изготовителем назывался Quad-Master и позиционировался для воспроизведения квадро-пластинок. Нет съемного шелла. Прижим гравитационный. Производился в Японии.

Micro Trak 303 – прямой 9 дюймовый по европейской терминологии, «рука» выполнена из дерева прямоугольного сечения, противовес жестко закреплен на «руке». Подшипник горизонтальной оси выполнены на сапфирах, подшипник вертикальной оси - простейшая конструкция "ось-втулка", задемпфированная "родной" очень вязкой субстанцией. Есть съемный шелл в классическом виде. Провода родные до усилителя. Прижим гравитационный. Производился в США.

Leak – номера или названия модели не имеет. Прямая металлическая трубка длиной 12" по европейской терминологии, 16" по терминологии США. Опора на острие (одноопорный или unipivot), не имеет вязкого демпфирования и упругой связи противовеса с «рукой». Очень редкий тонарм, особенно в длинном варианте. Выпускался и прослушивался набором «головка+тонарм+провода+входной трансформатор+провода». Это представитель 2-го поколения Leak. Всего их было три поколения. Шелл как место крепления головки отсутствует. Головка в сборе вставляется в тонарм. Прижим гравитационный. Производился в Великобритании.

Головки.

Fairchild 225A – известна, в основном, в США, там считается (не мое мнение) одной из трех головок «всех времен и народов», наряду с Ортофоном С и первыми Градо с подвижными катушками. Имеет О-образный магнит, лежащий в горизонтальной плоскости в передней части головки, перед местом для крепления. В разрезе этого магнита установлена катушка. Упругим элементом является маленький плоский кусочек из неметаллического материала – на вид обыкновенная тоненькая «пластмасска». Моно. Тип МС.

Shure М91Е – согласно описанию компании Дюаль поставлялась в комплекте с проигрывателем - чейнджером Dual 1219. Стерео. Тип ММ.

Pickering 260 DS – состоит из двух соединенных спина к спине картриджей, один с иглой для широкой дорожки, другой – для узкой. D – означает, что одна иголка алмазная, другая S – сапфировая. Внутри голова вокруг кантиливера (держателя иглы) заполнена демпфером – консистентной смазкой (типа Литол). Собирает всю пыль с пластинки. Родно старое масло разбавлялось спиртом для достижения меньшей вязкости. Моно. Тип ММ. Очень громко «играет» сама по себе.

Leak – в отличие от других головок, в этой игла стоит посредине «поводка» (кантиливера), закрепленного с двух сторон на резинках и подвижная катушка состоит из двух обмоток. Если на пластинке записаны вертикальные колебания, то картридж производит очень сильные искажения. Моно. Тип МС. Громко «играет» сама по себе.

3. Результаты сравнения.

Dual 1219+ Shure М91Е. Плохая комбинации. Родной «советский» звук времен молодости. Это головка низкого качества, предположительно для музыкальных автоматов. Резкий и жесткий звук, отсутствие разрешения, все свалено в кучу, никакой музыкальности, воспроизводит только звуки. Единственный случай, когда не слышно того, за что отвечает «стол» – основы музыки, «ритма», того, что C. Сакума называет frame of tone. Очевидно, что при плохих тонарме и головке, влияние стола не существенно.

Dual 1219+ Denon DL-103. Благодаря хорошей головке музыку слушать можно, у музыки появляется «фундамент» (что говорит о том, что «слышен» стол), ясный и резкий Denon DL-103, но слабый тонарм стирает все особенности музыки. Именно здесь Denon DL-103 воспринимается как «дорогая резко звучащая МС голова». Похоже, что миф о резком звуке МС головок – это следствие посредственных тонармов не зависимо от цены. Если поставить хороший тонарм на этот стол, будет отличный проигрыватель.

Gray 108В + Fairchild 225A. Это идеальная комбинация, очень музыкальная, великолепно воспроизводит любую музыку. Может быть, чуть-чуть смазывает большие коллективы в сравнении с Denon DL-103 и недостает агрессивности и смачности в роке в сравнении с Pickering 260. До недавних пор я думал, что лучше и желать нечего (см. ниже). Интересное наблюдение – головка хорошо воспроизводит музыку со снятой крышкой, т. е. «голой».

Gray 108В + Denon DL-103. Очень хорошая комбинация, узнаваемый четкий и немного холодная подача по сравнению с Fairchild 225A, Denon DL-103.

Micro Trak 303 + Fairchild 225A. Пример абсолютно неприемлемой комбинации. Когда такое услышишь, хочется спросить – за что плачены деньги? Жесткий, неестественный, искаженный звук. Это тот случай, когда две отличные вещи в сумме дают ... противоположный результат. Слушать музыку невозможно и эмоций она не вызывает.

Micro Trak 303 + Denon DL-103. Очень хорошая комбинация, именно она сейчас и прижилась. Уступает Gray 108В + Fairchild 225A по эмоциональности (динамике, «вкусности», телесности, и т.д.), холоднее воспроизводит нюансы, не уступает по четкости. При высокой душевности достаточно точное воспроизведение. Колокола М. Олдфилда я слушаю на ней.

ProJect 6 + Denon DL-103. Интересная комбинация, поначалу нравится очень, воспроизводит музыку очень чисто и красиво, но недостает душевности (ее у Denon DL-103 и так меньше, чем у других головок) и тонких нюансов (их у Denon DL-103 достаточно). «Выпирает» из общей музыкальной ткани то вокал, то инструмент. С ProJect 6 я расстался, но скорее из-за того, что он не подходит для коллекции (все остальное старое), а не из-за его музыкальных качеств (они достаточно высокие).

Grace 707 + Denon DL-103. Пример того, как две хорошие вещи дают посредственную комбинацию. Если Micro Trak 303 + Fairchild 225A – это неприемлемо, то эта комбинация просто неудачная. Очевидно этот тонарм, созданный для легких (мягких) и сверхлегких голов (4 канала с квадро-пластинки по другому и не воспроизведешь). Достойного представителя мягких головок у меня нет, а тяжелый и жесткий (имеется в виду жесткость конструкции головки, а не особенности подачи музыки) Denon DL-103 играет отстраненно без «вкусности». У предыдущего хозяина Grace 707 работал с Grado ММ (так я его купил). Но иглы для Grado не было, и нет, поэтому попробовать этот тонарм «в полную силу» не удалось.

Shield 155 + Pickering 260. Отличная комбинация. Подача музыки открытая, очень душевная и ясная, драйв сумасшедший. Послушав эту комбинацию, понял: это удачнейшее сочетание для рока, и деление головок по звуку на МС и ММ неприемлемо. Это головка ММ и в динамике, теплоте и «смачности» не уступает МС. Дип Пёпл воспроизводит лучше всех других.

Leak тонарм + Leak картридж. Скандальная комбинация. Очень трудно описать словами. Никогда не представлял себе, что такое может быть. На одной музыке (рок с ритм гитарой) это слушать невозможно. Искажения режут уши. Хочется что-то переделать и жалко потраченных денег, сил и времени. На другой музыке (скрипка + фортепиано, гитары перебором, блюз под гитару, джаз малым составом) - это абсолютно непревзойденная комбинация. Недоступная естественность, динамичность, ясность и музыкальность. Музыка звучит здесь и сейчас. Воспроизводит советские пластинки с красными пятаками так, что невозможно отличить от шедевров винила. Когда он «попал в цель», снять этот тонарм с пластинки невозможно. Я постоянно ловил себя на том, что возвращаюсь именно к этой комбинации и начинаю слушать ту музыку, которая к ней подходит. В результате я купил еще один такой набор.

4. Информация общего (философского) плана.
Этот абзац многими может быть пропущен.

Словами описывать музыкальные эмоции и тяжело и неблагодарно, поэтому я попробую воспользоваться старым приемом – аллегорией. Эта аллегория, возможно, будет ближе тем, кто много возился с лампами, трансформаторами, усилителями.
В системе "стол-тонарм-головка" тонарм играет туже роль, что трансформатор в усилителе. При таком подходе выходные лампы – это головка, а стол с постаментом - это блок питания и предварительные каскады усилителя.
На первый взгляд (первое прослушивание) роль тонарма по сравнению с головкой весьма скромна. Так же как и роль выходного трансформатора кажется скромнее роли выходной лампы (при беглом сравнении). Однако со временем они (и трансформатор и тонарм) раскрывают и себя и систему. И тот и другой "согласовывают" - либо лампу с динамиком, либо звукосниматель с усилителем. Если задуматься над этой аллегорией, возможно, легче будет выбирать тонармы.

5. Трансформаторы входные.

Использовал несколько типов Denon AU-310, Beyerdynamic TR/BV, UTC A-11, "безымянный" из студийного немецкого "контрольного" усилителя, Leak. Все передают 20-20000 и не имеют изъянов АЧХ на осциллографе.

Подача музыки.

Beyerdynamic имеет ярко выраженный сухой и жестковатый окрас (и с Denon DL-103 и с Fairchild 225A), предполагаю - подойдет для «чтения партитуры» (всё правильно, но слушать не хочется). Этот трансформатор стоял в транзисторных микрофонных усилителях одноименной компании, в тех условиях (вторичная обмотка подключается к входу "не-лампы") он, наверное, будет лучше.

Denon AU-310 очень хорош с головкой Denon DL-103 и неплох с Fairchild 225A, хотя вход у него на 40 Омные головки, а Fairchild 225A - 250 Омная. Имеет красивую, четкую и музыкальную подачу материала. Недостает пронзительности, что бы на каких-то музыкальных моментах дыхание перехватило – этого мало. Хорошо слышно, что этот трансформатор в системе есть.

UTC A-11 охарактеризовать трудно. Он меньше всего вносит своего. Забываются технические аспекты, остаются музыкальные. Выявляет чуть больше нюансов, чем другие (кроме Leak) и нравится автору музыкально (это описать словами трудно, а услышать очень легко).

"Безымянный" трансформатор я слушал только на родном для него «контрольном» усилителе, когда тот был восстановлен максимально близко к оригиналу – подряд 2 EF-12K с резисторным нагружением и EL-11 на выходе в один такт. Не «оригинальным» было добавление на вход каскада на 6Ж32П с коррекцией и использование некачественных советских проходных конденсаторов вместо высохших родных. Может быть тут важнее не трансформатор, а то, что мне совсем не понравился этот усилитель. Я выпаял трансформатор после первой пластинки, и в дальнейшем слушал усилитель с другими входными трансформаторами. К огорчению добавилось и удивление, ибо выходной трансформатор этого усилителя великолепен!

Трансформатор Leak работал только с одноименной головкой, и изложенные выше впечатления относятся и к трансформатору.

В данный момент использую UTC A-11, и потому, что он «тоньше» в нюансах и «благороднее» в подаче музыки, и потому, что у него несколько вариантов входного сопротивления (импеданса) и можно подключать разные головки.

ВАЖНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. Поочередно на одной музыкальной композиции слушал МС головки и без трансформатора, и с оным (конструкция входов и усиление усилителя позволяют). Если отвлечься от коэффициента усиления и уровня фона (он без трансформатора значительно выше), то уверенно могу сказать - с трансформаторами головки подают музыку значительно лучше, богаче и ярче. Повторяю, даже если этого и не нужно по уровню сигнала.
Это было открытие для меня, ибо я считал, что входные трансформатора нужны для усиления сигнала (это можно сделать и лампой) без добавления собственного шума (так сделать очень трудно). А они «облагораживают», снимают резкость и жесткость с музыки.

Написанный выше материал относится к концу осени 2007 года.
В январе 2008 года запущены «в дело»:
2 стола – Gates CB-11 и Rek-O-Kut G-2 ;
3 тонарма – EMT-929, Gray 103SL и Fairchild 202 ;
4 картриджа – EMT TSD-15sfl, Ortofon diam .25, Grado, и GE VR II.

Первый и третий картриджи работали с трансом UTC A-11, Ortofon – с трансом Leak.
На стол Gates CB-11 установлены EMT TSD-15sfl+ЕМТ-929 и Leak.
На столе Rek-O-Kut G-2 установлены Gray 103SL+Ortofon и Fairchild 202+GE VR II и пробовалась комбинация Gray 108B + Grado.

Тонармы.

ЕМТ 929 – J-образный из согнутой трубки, 10 дюймовый тонарм. В Интернете много информации по продукции компании ЕМТ. С конца 60-х, начала 70-х годов этим тонармом комплектовались все столы ЕМТ. При внешней легковесности, тонарм далеко не легкий. Прижим пружинный. Производился в Германии.

Gray 103SL – J-образный, очень длинный тонарм – установочный размер 34 см (от вертикальной оси до центра диска), общая длина 39 см. Условно его можно отнести к 18 дюймовым тонармам. Конструкция подшипников – разнесенные оси на шарикоподшипниках большого размера. Горизонтальная ось вынесена вперед, к картриджу на 13,5 см. Все компоненты тонарма литые. Прижим пружинный. Отсутствует съемный шелл. Первый из известных мне тонармов этой компании. Внешне 103-й похож на 106-й, последний имел съемный шелл-пластинку, был чуть короче – 16” по американской терминологии. Производился в США с конца 40-х годов.

Fairchild 202 – С-образный 12” по европейской терминологии, 16” по терминологии США. Конструкция подшипников – горизонтальная ось на остриях, по вертикальной оси тонарм опирается на шарик, вращается на нем и на игольчатом подшипнике. Имеет оригинальное вязкостное демпфирование поперечного перемещения. Единственный тонарм, на вращающемся шелле которого возможно одновременно закрепить 3 головки и менять их поворотом шелла. При этом автоматически меняется прижим. Для этого третья дополнительная пружина связана тросиком через вращающиеся блоки с поворотным шеллом. Не все головки по высоте подходят для вращения. Головки Fairchild 225 подходят по габаритам для вращения, головки GE – не подходят, но в шелле имеется специальное сверление для одной головки GE с выступающим вверх штырем. Прижим пружинный. Производился в США.

Головки.

EMT TSD-15sfl – широко известна среди любителей музыки. Конструктивно по схеме расположения основных элементов этот картридж устроен как Denon или SPU – вертикально расположенный магнит, поводок (кантеливер) в месте упругого крепления имеет две двойные катушки под углом 90 градусов друг к другу и 45 - к пластинке. Имеет конденсаторы в электрической схеме головки и винт для изменения механических параметров. И то и другое не часто встречается на картриджах. Стерео. Тип МС. В шелле ЕМТ очень легко крепить к тонарму этой компании.

Ortofon – на этом картридже написано diam .25, других надписей нет. На картонной коробке, в которой были эти картриджи, кроме названия компании никакой информации нет. Картридж имеет конструкцию, разработанную компанией Ortofon давно - подобные головы выпускались с конца 40-х годов. Имеет О-образный магнит, лежащий в горизонтальной плоскости как раз в том месте, где у других головок места для крепления. В разрезе этого магнита установлена катушка на вертикальной оси. К нижнему концу оси прикреплен поводок. Эта ось выступает за верхнюю плоскость картриджа. И при креплении картриджа к тонарму нужно обращать повышенное внимание, чтобы не сместить ось катушки вниз. Упругим элементом являются кусочки латекса – очень похож на материал, из которого делают презервативы. Из-за размеров и положения магнита крепление картриджа осуществляется одним винтом по центру. Моно. Тип МС. Очень трудно прикрепить к тонармам, к которым картриджи крепятся двумя винтами, а это большинство тонармов.

Grado –короткого собственного «имени» эта головка, как и предыдущая, не имеет. В инструкции написано balanced channel stereo cartridge. Это скорее туманный намек на конструкцию, нежели название модели. Картридж не разбирал, устройства не знаю. Поводок выполнен из синтетического полупрозрачного материала. На нижней поверхности картриджа вблизи дорожки пластинки установлен малюсенький кусочек радия с периодом полураспада 1600 лет ! (из инструкции). Стерео. Тип МС. Очень тяжелый картридж.

General Electric VR II – последнее поколение моно головок компании General Electric. Первые головки этого типа компания выпустила в конце 40-х годов. Все поколения головок имеют принцип Variable reluctance или сокращенно VR. Подвижным у этих головок является поводок с иголкой на конце. Именно он меняет сопротивление в магнитной цепи. Популярность и широкое распространение этих головок привели к «стандартизации» привычного нам теперь крепления картриджей к тонарму двумя расположенными на расстоянии полдюйма винтами. Первые головки имели одну несъемную иголку – для широкой дорожки. Затем одну съемную для широкой или узкой дорожки. Последующие картриджи имели специальный Т-образный держатель для крепления к головке сразу двух иголок с поводками. При выдвижении этого держателя вниз возможно заменить иголки, как для воспроизведения, так и для обновления. Компания GE и сторонние производители выпускали широчайший спектр иголок ко всем картриджам, сапфировые и алмазные и на все типы дорожек. Моно. Тип ММ (скорее MI – подвижная «железка»).

3. Результаты сравнения.

EMT TSD-15sfl+ЕМТ-929. Точно, правильно, детально. Новодельные и аудиофильские записи воспроизводятся великолепно. Например, последние сборники Пинк Флойд (я поклонник) или Э. Клэптона (не поклонник) производят сильнейшее действие, чувствуются руки мастеров, как в музыке, так и в записи. На удивление хорошо отыграл Э. Пресли на специальном издании 75-го года. Когда слушаешь эту комбинацию, на ум не приходит слово «вкусно», но подходит слово «правильно». Если сравнивать с комбинацией Gray 103SL+Ortofon, то последнюю можно условно назвать «красная, горячая», а ЕМТ+ЕМТ – «холодная, синяя».
На ранних виниловых пластинках в комбинации EMT TSD-15sfl+ЕМТ-929 на передний план выходит холодность и отстраненность, эмоциональная напряженность пропадает, воспроизведение становится только формально-правильным, слушать музыку не хочется. Не трудно догадаться – зачем ЕМТ выпускали несколько головок. Если вспомнить истинный смысл аббревиатуры Hi-Fi – высокая верность воспроизведения, то это именно про EMT TSD-15sfl+ЕМТ-929 – для меня эталон верности.

Gray 103SL+Ortofon. Нравится сразу. Сочно, смачно, красиво. Воспроизводит пластинки всех времен. Мгновенно вызывает бурю эмоций. Рок имеет сумасшедший драйв, классика – море оттенков. Даже джаз, который меня не любит, я пытаюсь познавать именно на Gray 103SL+Ortofon. И первоначально кажется, что именно так и надо. Но не всегда. Бывает эта буря эмоций начинает утомлять. И любимые скрипка Жука и 21-й концерт Моцарта медленно, но верно перекочевали у меня на Leak. После коротких восторгов туда же вернулись и все барды. А Лондонский филармонический оркестр ждет временно отстраненную голову Fairchild 225A. Если Gray 103SL+Ortofon – «правильный», то Leak – «душевный». А вот любимый рок-н-рол – тут у комбинации Gray 103SL+Ortofon для моих ушей нет равных. Если вспомнить комбинацию Gray 108В + Fairchild 225A, то она более интеллигентна, но не более детальна. Конечно, эти произведения искусства не заслуживают убогих ярлыков типа «правильный», «душевный», «интеллигентный». Но как иначе описать вещи, которые хороши, но по-разному?
Еще так, если представить такую ситуацию – копить, копить деньги, чтобы купить что-то дорогое и очень хорошее, то первое, что приходит на ум – это Ortofon.. Обладатель картриджа Ortofon сразу услышит – деньги плачены не зря. Fairchild 225A раскрывается не сразу, ЕМТ покажется излишне отстраненным, Denon – суховат и бедноват оттенками, Leak может производить жуткие искажения, GE имеет ограничения сверху и снизу. Наверное, поэтому Ortofon-ы и стоят очень большие деньги.

Gray 108B + Grado. Слушал недолго. На «Призраке Оперы» поочередно каждую партию прослушивал то на Gray 108B + Grado, то на Gray 103SL+Ortofon. Разницы не заметил. Быстро устал, выискивая отличия, вместо наслаждения музыкой. Очень тяжело постоянно отвлекаться от эмоций и пытаться думать. Может быть, потом придут какие-то оценки, а пока так – это одно и тоже.

Fairchild 202+GE VR II. Тут все просто. Лежали у меня в дальнем углу купленные за «копейки» в «куче» пластинки Бенни Гудмэна. То на одной голове я их попробую, то на другой. Не берет. Думал - пластинки старые, царапанные, изданные в 50-х с записей 30-х годов – что тогда могли записать? Ладно, пусть лежат. А поставил на Fairchild 202+GE VR II и . . . выключить уже не смог. Дальше – больше. Заиграли и Томми Дорси и Арти Шоу, даже чопорный Гленн Миллер стал появляться. И оторваться от них я уже не могу. Так меня эта музыка проняла, что я купил: и ещё пластинок БГ, и ещё головку GE, и ещё проигрыватель РОК. А если объективно, то ничего особенного – верха и низа в привычном понимании нет, рок слушать – просто смех берет, какие-то кукольные музыканты с гитарками и барабанчиками. Ortofon и Leak все ньюансы и недостатки записей тех лет «вытаскивают» из дорожки. И магия Короля Свинга пропадает. А GE VR II – только музыка. На все случаи жизни определенно не подойдет. За те деньги, которые эти головы сейчас стоят там – 50-100 долларов можете поискать другой хороший картридж, но без меня, я свой уже нашел.

В.А. Шапкин
17.03.08
 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10