Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Тонарм Weathers-редкий случай клинической практики



Тонарм Weathers я хотел купить и попробовать давно. Древняя американская фирма. Информации очень мало (по крайней мере - доступной в сети). Известно, что делали не только тонармы, но и виниловые проигрыватели. Один мой американский знакомый, много лет проработавший дилером фирмы Стентон и теперь уже глубокий старик, очень высоко отзывался об изделиях Weathers и в частности о тонармах. Возможно, в нем говорил исключительно Американский патриотизм, возможно, что он прожил жизнь в звуке и ничего кроме вертушек это фирмы не слышал, возможно…. но все же, как говорится «есть мнение».
Тонармы эти не такая уж редкость на американском EBAY, но или меня не устраивало состояние или цена была с моей точки зрения слишком уж завышена. В полной комплектации такие тонармы я, признаться честно, ранее не встречал. Наконец повезло…..
Вот в таком виде Weathers приехал ко мне.
Надо сказать, что состояние при ближайшем рассмотрении с учетом возраста изделия оказалось очень даже не плохим. Тонарм деревянный, покрыт краской цвета слоновой кости.
Weathars, не только пришел практически в полном комплекте ( сам тонарм, голова, усилитель корректор), но и голова на первый взгляд оказалась «живая». Во всяком случае, каких либо внешних повреждений головы обнаружено не было.
Вот так выглядит голова. Надо признаться, что такой конструкции я никогда ранее не встречал. Тонкий длинный кантеливер, сплюснут с боков и на «клювообразном» кончике расположен кристалл. Заточка сферическая. Состояние кристалла оказалось хорошим. Правда, пришлось основательно потрудиться, что бы очистить его от многолетней грязи.
Крепление головы не стандартное. Она крепится к тонарму полозьями, вставка как видно на фото так же въезжает на голову на полозьях.
Роль демпферов выполняют расположенные по обеим сторонам кантеливера два расположенных под углом примерно в 30 градусов друг к другу валика из какой то синтетической, упругой резиноподобной массы красного цвета. Кантеливер припаян к основанию из металла золотистого цвета.
Тонармы комплектовались усилителями-корректорами Р-655 на одной лампе 6АТ6.
Привожу фотографии усилителя-корректора
И для специалистов - усилителя корректора со снятой крышкой
Возможно, интересующимся, что то удастся понять из этой фотографии.
Я не специалист. Схемы усилителя естественно у меня нет. Могу только сказать, что если голову (тонарм) подключить напрямую к фонокорректору усилителя (в моем случае это был старый американский интегральный усилитель Bogen PA-200) то Вы не услышите никакого звука! Настолько слаб сигнал. Я такого еще не встречал.
Сигнал мог быть очень ослаблен или искажен, но что бы ничего не было слышно -это что то с моей точки зрения не обычное. Если же сигнал с головы Вы подадите на усилитель-корректор и далее на линейный вход усилителя (теперь надеюсь понятно, почему я упорно называю Weathers P-655 усилителем-корректором) то получите полноценное звучание о котором я скажу ниже. Причем, уровень сигнала поступающий на линейный вход будет очень приличным. Думаю, что причина столь необычного инженерного решения как усилитель-корректор прежде всего в особенностях конструкции головы Weathers.


Теперь опять о тонарме и его конструкции.
Не смотря на его не очень эффектный вид и кажущуюся при первом рассмотрении примитивность, при более близком знакомстве он оказался не таким простым и примитивным.
Ниже приведена фотография поворотного узла тонарма. Противовес тонарма смещен от продольной оси тонарма вправо. Подшипники выполнены на винтовом креплении и все движения происходят за счет скольжения по поверхности тефлоновых шайб, (хотя в материале из которых выполнены шайбы) я могу ошибаться. Шайбы смазаны изнутри густой смазкой типа солидола.
Сам тонарм вставляется в РЕЗИНОВОЕ ОСНОВАНИЕ! Я выделил эти слова специально. Это достаточно не обычное решение и не думаю, что инженер пошел по этому пути исключительно из экономии.
Основание крепиться к столу тремя шурупами. Именно шурупами, а не винтами, поскольку именно шурупами легко регулировать прижим основания к столу и за счет шипов, которые хорошо видны на фотографии, регулировать или точнее-устанавливать резиновое основание и весь тонарм строго горизонтально. Думаю это еще один из способов борьбы с резонансами.
Ниже я привожу фото поворотной системы тонарма со снятым резиновым основанием.
Надо сказать что основание и спейсер ( шайба для поднятия тонарма над столом то же входила в комплект) выполнены из резины по плотности напоминающую хоккейную шайбу.
После полной разборки и промывки в бензине всех металлических узлов он был смазан солидолом и готов к пробной установке.
Тонам я поставил на роликовый стол Goldring Lenco G-99. Позиционировал на столе таким образом что бы в точках Zerro не было отклонений от нормы. Длинна тонарма 10 дюймов, эффективная длина 229 мм. Я могу ошибаться на пару-тройку миллиметров так как измерения производил с помощью обычной линейки.
Щеточку с головы убрал сразу. Эти приспособления у меня кроме раздражения более ничего не вызывают.
Вес головы с учетом податливости кантеливера ( он очень мягко ходит при легком нажатии пальцем) установил в 3 грамма.
Вот таким образом стал выглядеть Weathers после разборки, чистки, смазки, настройки
И еще пара фотографий тонарма на проигрывателе с разных позиций

Теперь коротко о главном, для чего собственно мы все это делаем-О ЗВУКЕ!

Говорить в данном случае о том как играет тонарм или какое влияние он оказывает на характер звука я думаю не правильно. Можно говорить только о звучании всего комплекса: голова, тонарм, усилитель-корректор сигнала головы.
Результат меня более чем порадовал и я ни секунды не пожалел ни затраченных денег, ни затраченных усилий.
Старый моно винил ( прежде всего записи второй половины 50х и начала 60х годов прошлого века) играет очень тепло и живо. Особенно хорош вокал. Прекрасная бархатная середина. Общее звучание смещено несколько в сторону низких частот и в то же время не создается впечатления мутности звука. Прекрасная детализация и отличная динамика.
Естественно я сравнил звучание стоящего на этом же столе тонарма Фарчайлд с головой Дженерал Электрик VR II (видно на фото выше). Weathers играет мягче, и в нем больше подвижности и жизни. Удивительно приятный тонарм с родной головой. Думаю сегодня это уже достаточно большая редкость не только в России.
В заключении хотел бы сказать, что за написаное выше я прошу не судить меня строго. Я не специалист с технической подготовкой в области механики или электроники. Я просто люблю винтаж и получаю от таких вещей как тонарм Weathars огромное удовольствие и прежде всего удовольствие от полученного живого звучания старых записей.
Данный случай, пользуясь своей профессиональной терминологией, я бы обозначил как редкий случай из клинической практики.
Буду признателен всем, кто хотя бы в какой то мере сможет помочь в получении информации о фирме Weathars а так же сделает любые замечания по изложенному выше материалу.
Я думаю, по крайней мере, подробные фотографии которые я попытался сделать и представить вашему вниманию могут быть интересны настоящим любителям винила и истории его развития.

Сергей Берестов
14.04.08

Weathers

Weathers Arm

Weathers Turntable
 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10