Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Рабочая система Евгения Комиссарова

С Евгением я уже давно знаком виртуально, но все не получалось послушать его систему. А послушать хотелось, т.к. у него достаточно интересный взгляд на звук, а самое главное большой опыт, как разработки, так и прослушивания. Ведь он в аудио-бизнесе с 95-го года, то есть уже 10 лет. В достаточно раскрученном в России, «Натурале», Евгений проработал с 2000 по 2004 год. И за эти 10 лет у него было немало известных разработок, таких как однотактник "The Muse" на 300B, рупорные АС на базе PHY-HP, рупорные двухполосные АС на Lowther и Beyma, фонокорректор LC "The Muse", «Народный» корректор на 6AU6 и т.п.
Больше всего хотелось послушать его АС на базе Lowther. Ведь кто как не он сможет выжать максимум из новодельных Lowther, все-таки опыт работы с ними аж с 1997 года. Винтажные доработанные Lowther я уже слышал, а доработанные новодельные, пока нет. Дорабатывать новодельные, по опыту Евгения, также нужно, т.к., не смотря на цену более 1000$ за пару, драйвера зачастую продаются нецентрованными и без регулировки хода катушки :-(.
Сейчас у него АС на базе Lowther EX4 в оформлении Bicor. Lowther EX4 - топовые динамики Lowther. У них наиболее мощный неодимовый магнит, фазовый эквалайзер - расширяет диапазон до 22 кГц, дополнительный ободок на внутреннем конусе для жесткости и подавления резонанса в районе 3 кГц.
Огромную роль в звучании АС играет оформление. Известно, что Lowther играет только в рупорном оформлении, а оно наиболее дорогое в изготовлении. Оформление Bicor - это динамик на передней панели + обратный рупор. Это не самое лучшее оформление Lowther, но относительно недорогое (хотя понятия «недорогое» для рупоров весьма условно), компактное - для небольших комнат, а самое главное - было в наличии.

Остальной тракт Евгения:
1. Источник: транспорт C.E.C. –3100, ЦАП - макет на базе AD1865 с пассивным усилением - трансформаторным выходом.
2. Усилители: самодельный PP на 6V6 с огромным количеством трансформаторного железа; макет SE на лампах SV572, сделанный по той же идеологии, т.е. минимум проходных конденсаторов и резисторов.
Итак, в прошедшие праздники я набрал дисков и поехал к Евгению в гости, в его съемную квартиру, где стоит «рабочая», или, лучше сказать, макетная система.
То, что система макетная - видно невооруженным взглядом :-). На полу стоит транспорт, на нем трансформаторы, дросселя и плата ЦАПа; рядом законченный двухтактник со снятой крышкой, который поражает количеством и размером трансформаторов и дросселей; невдалеке, его макет однотактника, на мощных 572, еще не до конца собранный; в углах достаточно маленькой комнаты (метров 12-14) стоят АС; а перед всем этим хозяйством лежит ворох дисков и инструментов.

Включаем.

Первое что бросается в глаза - провал в середине сцены. Но это - немудрено: АС пришлось слишком сильно раздвинуть, чтобы они были в углах. К этому, правда, быстро привыкаешь - уже через 15 минут я не обращал внимания это. Но сцена из-за этого не блеск. Нет той голографической картинки, что дает рабочая система Олега Руллит. У моих нынешних экранов на базе Saba (by Rullit) сцена более четкая и прорисованная. Конечно, сравнение некорректно, т.к. Lowther Евгения были неправильно установлены, а точнее установлены в наиболее подходящие для этого места, но в данной конкретной комнате.
При этом, не смотря на то, что широкополосники должны быть по определению узконаправленные, перемещения по всему дивану изменения в рисуемой сцене не давали.
Одновременно с этим, я заметил интересную вещь! При первых звуках мне тут же вспомнились мои Altec Lancing "Voice of The Theatre" A-7. На это меня натолкнуло: 1. очень живая середина, 2. подъем в верхней середине.
По первому пункту. Это одни из крайне немногих современных АС, которые мало того, что имеют середину, так она еще и «живая»! Уважаю!
Середина рельефная, богатая оттенками и быстрая!
По второму пункту. У моих Altec Lancing "Voice of The Theatre" СЧ/ВЧ часть была построена на базе рупора 811 и компрессионного драйвера 902. Выбрал я такую связку из-за того, что хоть 902 и имеет ферритовый магнит, но у него нет завала по крайним высоким частотам. Но у этой связки есть небольшой пик на верхней середине, придающий некоторую резкость звуку. Конечно, полновесная и хорошо проработанная нижняя середина на Голосах Театра дает полнокровность и «телесность» звуку, которая сглаживает эту резкость, но не до конца. Я думаю - это резонанс металлического рупора, А. Бардышев считает, что причина резкости Алтеков - качество деталей в кроссовере. Но, как бы то ни было, благодаря этому пику, духовые инструменты звучат особенно хорошо и натурально.
В АС Евгения также есть подъем в верхней середине. Можно сказать, что верхняя середина яркая, вплоть до резкости на некоторых местах. Возможно дело не в пике АЧХ, а в гипертрофированной детальности, которая дает ощущение этого подъема. К сожалению, такой нижней середины, что есть у Голосов Театра, своеобразной "мясистости", у Lowther нет, поэтому эта, местами чрезмерная, яркость середины более заметна.
На винтажных подправленных Lowther, что я слышал, такого подъема в верхней середине нет.
Но к этому окрасу тоже быстро привыкаешь и перестаешь его замечать.
Кстати, когда мы несколько раз включали макет однотактника - звук становился мягче и вышеописанный подъем исчезал. Т.к. однотактник был еще не доделан и сильно фонил, не могу точно сказать, но возможно виноват двухтактник. Когда Евгений доделает свой SE проект, я обязательно еще раз съезжу к нему в гости, чтобы это проверить и, заодно, пообщаться.
Далее, я уже начал прислушиваться к остальным нюансам.
Конечно, есть фирменная черта Lowther - скорость. Звук не размазывается во времени, а подается очень четко, с очерченными контурами. Звуки не налезают друг на друга, но при этом и нет дробления музыки, благодаря которому многие High End системы имеют высокую псевдодетальность. Там где надо звук певучий, где надо - рассыпающийся.
Благодаря установке АС в угол, обратный рупор имеет продолжение, в виде углов комнаты, поэтому имеется бас. Он, естественно, неглубокий. Напора в верхнем басе, который дает эффект "удара в грудь" тоже нет. Но сам бас достаточно органичный, основу для масштабности звучания он дает. Бас не такой сухой как у системы Олега Руллит, или Гидо, но и не такой четкий и быстрый (возможно виновато оформление Bicore, сама комната, а может и драйвера стали хуже).
В целом звучание системы очень прозрачное, хотя и суховатое. Масштабное, с широкой сценой. Завала по высоким нет вообще. Наоборот, у системы есть акцент на высоких, что, совместно с подъемом верхней середины, порождает определенную легковесность звука.
У системы очень высокое разрешение во всем диапазоне - начиная от мидбаса и заканчивая крайними высокими. Однако есть небольшой провал в нижней середине - голос Армстронга обволакивающий, но, на мой взгляд, не достаточно насыщенный обертонами.
Зная слабое место широкополосников, я попытался заставить "захлебнуться" эти АС. Это мне не удалось! На любой музыке, при любом уровне (хотя я не пробовал громкость выше болевого порога) инструменты не сваливаются в кучу, не создают каши из музыки и не падает разрешение. Мало того, далеко не каждые 2х полосные АС так могут держать сцену.
У системы отличная атака - вздрагиваешь на ударе в бочку и когда в дело вступает неожиданный инструмент.
Система хорошо передает эмоции, нарастающий накал в музыке, резкую разрядку. Хотя для тяжелого рока она вряд ли подойдет - не хватит "драйва" на верхнем басе.
Хорошо передается авторская интерпретация, но различия в записи и сведении не всегда слышны - маскирует окрас. К примеру, "Мелодия" своеобразно сводила вокальную эстраду 60-70-х - М. Кристаллинскую, А. Герман и т.д. Не соблюдался баланс инструментов и компрессированный голос жил немного отдельно от записи. В принципе, мне нравятся такие записи, в них есть свое очарование.
Так вот система Евгения не смогла до конца передать такую запись - не было слышно своеобразного наложения вокала. При этом запись не звучала плохо, просто не было слышно таких нюансов.
К сожалению, не удалось послушать диск с советскими певцами, среди которых Высоцкий и Розенбаум, записанный Владимиром Мейерсоном с мастер-ленты непосредственно на профи рекордер. Этот диск выделяется на фоне других не только качеством записи, но и эмоциональной и смысловой составляющей. Транспорт Евгения отказался перелистывать треки на этом диске, а я, после пяти часов прослушивания, порядком подустал чтобы прослушивать его целиком (наиболее интересные композиции находились ближе к концу).
Не смотря на своеобразный окрас, система Евгения, не утомляет. После пяти часов устали не уши, а наступило информационное утомление, т.е. мозг отказывался воспринимать новую информацию.
Так что можно сделать вывод, что система Евгения Комиссарова очень информативна.

Резюме

Главное достоинство этой системы ЖИВАЯ середина! Благодаря этому отлично играют все акустические инструменты. Высокое разрешение во всем диапазоне, отличная динамика и скорость, безупречная атака в средних частотах. Полное отсутствие даже намека на завал по крайним высоким частотам. Отличное разделение инструментов и высочайшая способность воспроизводить музыку любой сложности. Открытый и прозрачный звук! Высокая эмоциональность и информативность тракта!
Система отлично будет играть в маленькой комнате, если расставить АС по углам, вдоль короткой стены.
Из минусов. Главный – своеобразный специфический окрас! Не думаю, что он всем придется по вкусу, и не каждый сможет закрывать на него глаза, даже ради всех вышеперечисленных плюсов. Окрас выражается в отсутствии глубокого баса, нехватки напора в верхнем басе, небольшой «плоскости» звука в нижней середине, подъеме на верхней середине и акценте на крайних высоких частотах. Бас присутствует, но разрешение и атака хуже, чем у других систем на базе винтажных Lowther, которые я слышал, но тут в большой степени виновата комната. Детальность тракта иногда зашкаливает и может отвлекать от главного – музыки. Ну и напоследок, еще один недостаток АС: как и у всех рупорных систем, очень высокая себестоимость изготовления. Стоимость корпуса для таких АС может многократно превышать стоимость драйверов, и цена ошибки очень велика!

Jeen
14.05.05

P.S. Хочу сделать небольшую ремарку. Читая мои обзоры, можно подумать, что техника, обозреваемая мной, достаточно посредственная – у всего есть недостатки. Другое дело - обзоры в глянцевых журналах каких-нибудь шедевров High End, там вообще никаких минусов нет – длинная нудная череда плюсов на двух полосах, притом плюсы одни и те же, только пересказанные разными словами. Только большинство обозреваемых мной компонентов и систем заставят эти безупречные, согласно журналам, шедевры нервно курить в сторонке :-). Я считаю, что плюсы и так все услышат, а вот минусы, в период начальной эйфории, могут и не заметить. А вот затем, когда эйфория пройдет, то можно и пожалеть о покупке.
 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10