Русский | English
Системы
Архив новостей
Статьи
Vintage review
Техинфо
Форумы
Ссылки
.


Rambler's Top100

Главная

Система Михаила Бондарева

Думаю, что многие уже наслышаны об «акустическом оформлении» Onken. История его начинается в 1938 году под названием Jensen «Ultraflex», но известность приобрела, благодаря японцам, в 70-е годы прошлого века в Японии, а в 90-е, благодаря, журналам Sound Practices и L’Audiophile в Европе и Америке. Из Японии и произошло название Onken. Сейчас Onken называется вид басового оформления АС. Т.е., попросту говоря, корпус АС. Благодаря хорошему звуку и легкой повторяемости, Onken заслужил огромную популярность во всем мире. К тому же его можно использовать с огромным количеством 12 и 15 дюймовых динамиков. Как в одно- так и в двух-полосном оформлении. Недавно я послушал систему Михаила Бондарева (Tubeuser), в основе которой, находятся АС, изготовленные по принципу Onken. Система весьма интересна своей концепцией: максимум качества за определенные деньги. Очень понравился скрупулезный подход Михаила к улучшению своей системы и большое внимание к мельчайшим деталям.

Система Михаила:

1. АС - самодельные, на базе Онкен, с компонентами Altec Lansing.
Применены оригинальные драйверы Altec Lansing 416-8A (НЧ), Altec 808-8A (СЧ-ВЧ) c рупорами 511В. В ВЧ драйверах Symbiotik-диафрагмы, согласно рекомендациям Altec, заменены на оригинальные Альтековские алюминиевые диафрагмы #34647 ("If high power handling is required, and excellent HF frequency response is also needed, use diaphragm #26420 (8 ohms). For superior HF reproduction, use diaphragm #34647 (8 ohms)"). Применены слегка доработанные кроссоверы Altec N501-8B. Корпуса сделаны из 24мм МДФ, фанеровка натуральным шпоном вишни, тонированы и покрыты лаком. Внутри стенки задемпфированы овечьей шерстью Visaton, а передние стенки покрыты битумными пластинами. Такими же пластинами задемпфированы рупоры 511В с внешней стороны, что предотвращает возникновение "звона" на больших громкостях. Внутренняя разводка сделана акустическим проводом Audio Note. Габариты акустики - 1300х800х650 мм, внутренний объем НЧ-камеры - 360л.
2. Предварительный усилитель с RIAA-фонокорректором.
Конструкция собственной разработки. В фонокорректоре применены двойные триоды 5691 RCA Red Base. Схема корректора - классическая, с пассивной RC коррекцией без отрицательной обратной связи. В линейной части предусилителя применены двойные триоды RCA 5692, выходной каскад включен по схеме катодного повторителя. В регуляторе громкости применен дискретный потенциометр TKD, в переключателе входов - DACT. Анодный выпрямитель - на кенотроне 5Ц4С, в фильтре питания - конденсаторы Black Gate, разделительные емкости - Jensen медь в меди.

3. Оконечные усилители - моноблоки.
Конструкция собственной разработки. Два каскада. В драйвере - пентод 6AC7 в триодном включении. Межкаскадный трансформатор (согласующий и фазоинвертирующий) - Tango NC-16. Выходные лампы - прямонакальные триоды 300В "Electro Harmonix". Выходной трансформатор - Tango XE-60-5. Питание кенотронное (RCA 5R4GY), фильтр питания П-образный, с конденсаторами Black Gate WKZ. Смещение выходных ламп фиксированное, питание накала - переменным током. Усилитель имеет полосу пропускания 10 Гц - 30 КГц (-2 Дб), максимальная мощность - 22 Вт.
4. CD - Rega Jupiter - без модификаций.
5. LP - Rega P25, Dynavector DV-20XH.
6. Кабели: межблочные Audio Note AN-C, Van Den Hul "The First metal screen", аккустические - Van Den Hul Hybrid "M.C. The Breeze".

Как видите, вся система, за исключением источников - самодельная. Обычно, когда бываешь в гостях у самодельщиков, внешний вид их систем оставляет желать лучшего (мягко говоря). В противовес этому, система Михаила поражает качеством изготовления, где не последнее место отведено корпусам и внешнему виду. Если поместить красивые «шильдики» на компоненты, то от «фабричных» их будет невозможно отличить.
Это и было первым впечатлением. А именно: красивая система, в красивой, но маленькой комнате :-).
Второе впечатление было связано с тем, что я, до прослушивания системы, видел ее фотографию, где большие АС с 15-ти дюймовыми басовиками поставлены в углы. Естественно, имея небольшой опыт эксплуатации АС с большими басовиками, я предположил, что бас будет гудеть, и сильно. Что же, я был сильно удивлен, но бас у АС Михаила не гудел! А был четким и артикулированным. Некоторые проблемы у баса были, но я о них расскажу ниже.
Слушалось на этой системе: джаз, вокал женский и мужской, рок, немного классики.
Звучание системы очень красивое, эффектное, «живое» и сбалансированное. Система очень музыкальна – не смотря на высокую детальность, музыка не дробится на составляющие. Отличительная черта - масштабность и полновесное звучание. Я уже порядком отвык от такого звука, т.к. от широкополосников его ждать не приходится :-(.
Сразу вспомнились Altec Lancing "Voice of The Theatre A-7", что не удивительно: АС отличаются только строением басовой секции. У "Голосов" корпуса посложнее, т.к. обладают среднечастотным рупором.
Масштабность АС впечатляет - сцена выходит далеко за рамки АС и, соответственно, за стены комнаты. Причем отсутствует гипертрофированность, которая присутствует у некоторых современных АС. Виртуальные источники вполне сопоставимы по размерам с реальными инструментами. Сцена, в общем, очень хороша - широкая, с неплохой глубиной. Не хватало только четкости контуров некоторых инструментов. Субъективно бас глубже, чем у "Голосов Театра А-7". Возможно, даже чуть побыстрее - к сожалению, более определенно не могу сказать, т.к. нет возможности поставить их рядом и сравнить.
Вообще, если сравнивать с системой на "Голосах Театра" и усилителях Klangfilm 408, то сцена масштабней в системе Михаила, но проработаннее с Голосами. А самое главное, у Голосов значительно лучше проработана нижняя середина и верхний бас, а также не заметно стыка между СЧ/ВЧ и СЧ рупором, а звук, соответственно, более слитный.
Теперь перейдем к нюансам.
Как упоминал выше, у АС странное поведение на басе. Похоже корпуса немного передемпфированы в целях работы в маленьком помещении. Т.е. они не бубнят, бас достаточно низкий есть, но верхнего, в районе 80-120 Гц мало - эффекта "удара пяткой в грудь" нет. Точнее есть, но от АС с реальным басом ожидаешь большего.
Не смотря на это, бас детальный, "живой" и артикулированный. Конечно, до скорости рупорного или open baffle баса он не дотягивает - смазываются атака и контуры, не хватает четкости. Но для этих размеров и финансовых затрат - это оптимум. Я не слышал ни от одной из современных "узкомордых" АС даже подобия этому басу. Все на что способны мелкообъемные АС с 8" басовиками - издавать низкочастотный гул ниже 80 Гц (это то что многие считают басом), а верхний бас смазывать. Если у современных АС даже 12" басовик, то места поставить, кроме как на боку АС, не находится, а отсюда подобный своим собратьям звук, только с чуть более глубоким гулом.
Если начали с баса, то продолжим, так сказать, поднимаясь вверх :-). Середина. Она есть! Даже есть нижняя середина!!! Но артикуляции нижней середине не хватает - до Голоса Театра явно не дотягивает. Есть также небольшой провал в самой середине, а отсюда небольшая каша. У моих 8" широкополосников разборчивость в середине значительно выше.
Возможно дело в кроссовере. Но нужно разбираться и экспериментировать - может просто достаточно тяжелый 15" диффузор не способен достаточно точно играть в середине - слишком велика инертность.
На мой взгляд, верхняя середина и верха немного доминируют и выделяются над серединой и нижней серединой. Но это не факт - я в последний год слушаю широкополосники и уже попривык к их подаче. Больше претензий к верхней середине нет. Звона, как у маленьких металлических рупоров, типа 811В, small Mantaray и т.п., - нет.
Хотя... немного не хватало открытости и прозрачности широкополосников в open baffle. Но это уже придирки :-).
Верх есть в достаточном количестве. Тарелочки, перкуссия воспроизводятся без потерь, со всеми обертонами и послезвучиями. Широкополосники обычно воспроизводят тарелки так: тссс-тссс. Это не шутка :-). В глаза такое не бросается, но если владельцы широкополосников и некоторых старых колонок прислушаются, то они именно этот тссс-тссс и услышат. Однако, это всяко лучше издаваемого многими современными АС жесткого тыц-тыц :-). Эк меня занесло... Последний абзац можно смело пропустить, а то прям как в известном анекдоте, про то как сосед Петька Карузо напевал :-).
К верхам только одна претензия - чуть не хватало воздушности, прозрачности и "атмосферы помещения". Полагаю, если бы рупора не были заключены в "деревянный плен", то звучали бы поинтересней.
Я бы посоветовал Михаилу поставить 515 Альтековские басовики, с ними снялось бы часть вышеописанных нюансов – нижняя середина стала бы прозрачнее, а бас быстрее. А также поэкспериментировать с кроссовером – думаю, имеющиеся проблемки с серединой из-за него. Наиболее лучшим вариантом было бы сменить корпуса с Онкенов на 825-е оформление Голосов Театра, но есть два НО: 1 – высокая стоимость изготовления корпусов Голоса Театра, особенно в исполнении с натуральным шпоном; 2 – существующая комната (около 17 метров) явно мала для Голосов.
В заключение. В гости к Михаилу я приходил вместе с Юрием Лиховолом. После сессии прослушивания, мы, в русских обычаях, это дело «обмыли» малость и, заодно, поболтали. Во время нашей беседы, Михаил задал мне вопрос, который поверг меня в длительные размышления: «…как думаешь, в каком ценовом диапазоне, играют мои АС?». Полистав в памяти все прослушанные современные АС с ценниками от 5 до 50 килобаксов, я не нашелся, что ответить. Все узкомордые АС с мелкими басовиками не имели даже подобия того баса, на который способны Онкены. АС побольше и подороже, которые имели подобный бас, не имели той сбалансированности и «живости» звучания, что есть у АС Михаила. Для любителей хорошего баса – Onken is the best choice for the money.
Юрий Лиховол, начинающий аудиофил, который, правда, уже успел послушать огромное количество АС, в т.ч. много самодельных у колонкостроителей из Москвы, сказал просто – «это мой звук, лучше я никогда не слышал, для меня никаких недостатков в звучании нет».

Jeen
14.07.05

 
Copyright (c) by site Jeen, 2002-10